Краснодар Вторник, 18 июня

Кубанское речное пароходство: от возникновения до расцвета и к почти полному уничтожению

3 февраля 1871 года правительственным Указом Русским обществом пароходства и торговли учреждено буксирное и пассажирское пароходство на реке Кубань. "Блокнот Краснодара" рассказывает об истории речного транспорта в регионе. 

Как всё начиналось

При этом начало создания пароходства на Кубани относится еще к концу 50-х годов 19 века, когда впервые были проведены подробные исследования реки Кубань, показавшие возможность судоходства на значительные расстояния по реке.

В 1859 году генерал-лейтенант Григорий Филипсон приказом оповестил население Черноморского и Линейного казачьих войск о том, что произведённый в конце марта и начале апреля пробный рейс «показал фактически возможность плавания речных пароходов по Кубани от реки Ея Азовского устья близ Темрюка до станицы Тифлисской и даже несколько выше».

Речь в приказе, как рассказывал ранее «Блокнот Краснодара», шла о построенном английской фирмой «Рейнгель Скалькельд» колёсном пароходе, оснащённом двумя двигателями по 25 лошадиных сил. Отличие этого парохода от других подобных судов заключалось в том, что суда были бронированными для защиты от возможных нападений, а на пароходе броня отсутствовала.

Свой первый рейс он совершил 16 марта 1859 года. Снявшись с якоря в Темрюке, он дошел до станицы Тифлисской.


Но работы для этого парохода на реке Кубань почти не было «за отсутствием всякой коммерции и народного движения в этих местах». Регулярных рейсов он не совершал. Делал за 3 – 4 месяца один рейс из Темрюка в Екатеринодар и обратно, и на этом всё. Поэтому был продан с аукциона, и с 1865 года по 1869 теплоходы по Кубани не ходили.

Как всё развивалось

Ситуация быстро изменялась с появлением на Кубани Русского общества пароходства и торговли. Стали появляться новые пароходы, была обследована вся судоходная часть Кубани, предприняты энергичные меры для устранения препятствий к плаванию судов по реке.

Как сообщает сайт министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, флот учрежденного 3 февраля 1871 года Русского общества пароходства и торговли состоял из 7 самоходных и 20 несамоходных единиц. Все пароходы, за исключением одного, были товарно-буксирно-пассажирские. Они имели пассажирские помещения, принимали палубный груз и могли буксировать караван баржей.



Пароходное сообщение осуществлялось от Темрюка до станицы Тифлисской. В 1914 году на Кубани насчитывалось 13 пароходов и около 300 барж, перевозивших миллионы пудов грузов в год и тысячи пассажиров.

Навигация на Кубани успешно осуществлялась и после Октябрьской революции. В 1927 году в бассейне реки Кубани появилась первая землечерпалка, положившая начало работе по углублению судового пути. А 20 августа 1929 года на воду был торжественно спущен первый пассажирский пароход «Краснодар», рассчитанный на перевозку 350 пассажиров - первенец краснодарских судостроителей. Он был самым большим пароходом в довоенный период.

Как всё достигло расцвета

Не смогли остановить поступательного движения вперед и годы войны и оккупации Кубани. А в послевоенное время в СССР в целом, и в Краснодарском крае в частности, для работы речного транспорта государством создавались самые благоприятные условия.

Время расцвета речного флота - 80-е годы ХХ века, когда были модернизированы все порты на реке, закуплено современное оборудование, практически полностью обновлен парк пароходов, барж и катеров. В конце 80-х объем речных перевозок нерудных строительных материалов достиг в регионе максимального показателя - 11 миллионов тонн в год.

Как всё может закончиться


фото: krasfun.ru 

Однако развал СССР и последующий после этого экономический кризис в начале 90-х годов самым неблагоприятным образом сказались на развитии судоходства на Кубани. Уже в 1995 году движение судов между Краснодарским водохранилищем и Темрюком прекратилось.

Свою отрицательную лепту внесли не только экономический кризис, но и непродуманные, а порой и варварские почвенно-мелиоративные и экологических действия властей, предприятий и организаций, отдельных граждан.

Водные ресурсы Кубани оказались практически исчерпанными, река постоянно и быстро мелеет, ее русло никто не хочет чистить. По некоторым сведениям, сейчас только 70 километров реки кое-как пригодны для судоходства. И курсируют по Кубани практически только местные прогулочные теплоходики.


История развития речного транспорта на Кубани как бы повторяется. И очень не хочется, чтобы, как в середине позапрошлого века, на нашей реке опять отсутствовали бы теплоходы.

Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
Новости краснодараистория кубанирека кубанькубанское речное пароходствосудоходство на кубани
0
0