Краснодар Среда, 27 ноября
Общество, 28.11.2020 16:32

Племянница мальчика, замученного фашистами в Ейском детдоме, против эксгумации его тела

Аза Аванесова рассказала «Блокнот Краснодар», что против эксгумации тел погибших в Ейске детей во время немецко-фашистской оккупации 1942 года.

Брат отца Азы Георгий Аванесов – один из детей, ставших жертвой фашистов, захвативших Ейск в 1942 году. Георгий был воспитанником местного детского дома, который предназначался для детей с пороками развития.

Как рассказала Аза Аванесова, ее дед вместе с двумя детьми (отцом и дядей) жили в станице Гостагаевской. Как Георгий оказался в Ейске она не знает. Отец ей ничего не рассказывал на этот счет. Архивов и документов не осталось

– Возможно ближе детского дома просто не было, – рассуждает Аза.

Женщина также вспомнила, как отец рассказывал ей, что Георгия отдали в детдом во время бесконечных переездов. У него не работали ноги и он не мог ходить. Отец воспитывал двоих сыновей сам. Их мама умерла в 1939 году.

Однажды отец и Георгий поссорились, после чего тот сильно обиделся и ушел на речку. На улице было холодно, а теплой одежды не было. Мальчик перемерз, отчего у него впоследствии отнялись ноги. После этого его носили на руках, так как иначе он передвигаться не мог.

Во время войны отец и дед Азы Аванесовой ушли на фронт. Они прошли всю войну. О смерти Георгия узнали уже после. По словам женщины, уже в 60-х годах, когда появилось телевидение.


Фото: УФСБ РФ по КК, ейский детдом

– Помню, как мой отец сидит и смотрит по телевизору какую-то передачу. Я на улице, мне слышно через окно, как ведущий перечисляет имена и фамилии, среди которых также назвал и Жору Аванесова. Папа заплакал, – рассказала Аза.

«Блокнот Краснодар» писал, что Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту убийства 214 воспитанников Ейского детского дома. Один из подозреваемых – 96-летний немецкий офицер Гельмут Оберлендер, служивший в то время в зондеркоманде СС-10 переводчиком. Сейчас он живет в Канаде, откуда его собираются депортировать.

9 и 10 октября 1942 года фашистские солдаты вывезли детей из детдома под предлогом лечения, погрузили в машины и отвезли за город, где убили, а тела сбросили в яму и закопали. Кого-то даже закопали живьем.

Теперь встал вопрос о признании родственников погибших детей потерпевшими. Аза говорит, что для этого необходима эксгумация и проведение анализа ДНК. Но не все так просто. После освобождения Ейска советские солдаты нашли братскую могилу, где были похоронены дети, но почему-то достали оттуда не всех похороненных, а только часть из них.

Сколько именно, остается под вопросом. Также неизвестно, где находилось это захоронение, потому солдаты никак не обозначили могилу. А если и обозначали, то сведений о месте ее нахождения не сохранилось.

Чтобы семью Азы признать потерпевшей, нужно делать эксгумацию, но неизвестно, находится ли тело ее дяди на ейском кладбище, куда перезахоронили погибших детей, или же оно до сих пор в братской могиле, место которой только предположительно известно.

– Я не хочу, чтобы делали эксгумацию, – закончила Аза.

Семен Серов

Новости на Блoкнoт-Краснодар
ЕйскВеликая Отечественная войнадетский домдетифашисты
0
0