Краснодар Понедельник, 24 июня
Общество, 27.06.2023 18:47

Рвущиеся гранаты, люди в камуфляже и эвакуация «раненых»: краснодарцев учат штурму зданий и тактике боя

Выдернуть чеку из гранаты и бросить ее в здание, осмотреть с автоматом каждый темный угол и предупредить об опасности, «зачистить» комнату за комнатой, чтобы выполнить поставленную задачу. И всё это в Краснодаре. Нет, это не боевые действия, а курсы начальной военной подготовки, ставшие актуальными в последнее время. 27 июня рассказываем про обучение тактике ведения боя и штурму здания.




Каждый участник старается подобрать подходящую для занятий экипировку и одежду


Гражданские люди в камуфляже с автоматами и даже гранатами, падающие и поднимающиеся по команде, стреляющие в темноту здания и общающиеся короткими фразами – всё это элементы начальной военной подготовки, которая проводится в Краснодаре Федерацией страйкбола Краснодарского края и сообществом "РОКОТ".

Среди всех обучающих направлений, имеющихся в их арсенале, самыми динамичными и зрелищными, без сомнения являются штурм здания и тактика ведения боя, которыми, несмотря на всю сложность, занимают как мужчины, так и женщины разного возраста и профессий.

 

Курсанты внимательно слушают команды инструктора


Штурм здания

Один из полигонов в Краснодаре великолепно подходит для отработки подобного навыка. Заброшенные здания со множеством комнат, коридоров и оконных проемов, где за стеной может находиться противник, делают всю обстановку внешне похожей на боевую.

Группа из трех человек максимально быстро и бесшумно подбегает к дверному проему. Первый боец держит его на прицеле, чтобы оттуда не выглянул кто-то другой с автоматом, третий – смотрит в обратном направлении и прикрывает тыл, а второй в этот момент забрасывает страйкбольную гранату в здание. Звучит оглушительный взрыв, и только после этого бойцы по одному входят внутрь, предварительно осмотрев ближайший угол.





Начало штурма здания


Как правило, определенного порядка движения в группе здесь не бывает. В здании роли распределяются произвольно, в зависимости от того, как расположены комнаты и как будет удобнее отработать.

Первый вошедший в здание боец, как правило, приседает и держит на прицеле один из секторов. В этот момент необходимо максимально быстро оценить обстановку, чтобы понять, как двигаться дальше. Сколько бы ни было внутри комнат, каждую из них необходимо «зачистить». Человек проходит вдоль стены, и, с автоматом аккуратно осматривает углы. Пока один прикрывает, другой идет впереди и штурмует. При этом, в узких помещениях желательно, чтобы второй шел следом и держал первого за эвакуационную лямку. В случае, если впереди идущего ранят, он сможет его оттащить и эвакуировать.



Необходимо проверить каждую комнату и каждый угол


- На учениях люди забывают это делать. Каждый раз надо напоминать, чтобы это доходило до автоматизма. Так работают группы зачистки в здании, то есть они идут как гусеница – один за другим. Куда первый, туда и второй, - рассказывает инструктор с позывным BALU. - А если мы зашли и увидели, что у нас два дверных проема, тогда третий человек остается на прикрытии здания, чтобы никто не обошел его со стороны, а двое продолжают зачистку – сначала в одну комнату заходят, потом во вторую. Это называется поэтапная зачистка здания. Также в комнату предварительно кидается граната, после этого заходит группа. Кроме того, надо не забывать, что бывают растяжки. Граната, которая взрывается в помещении, не всегда их срывает. Растяжка может стоять в дверном проеме, и ты легко можешь на нее наступить. В таком случае второй номер, который идет следом, может тебя оттянуть, либо спасти себе жизнь и прикрыться тобой, как бы грубо это ни звучало. Либо спасется он, либо оба.



Перед входом группы внутрь здания летит граната


Инструктор внимательно наблюдает за происходящим, выявляя ошибки курсантов – кто-то слишком далеко выглянул из-за стены с автоматом и попал на линию огня, кто повернулся спиной к не зачищенной комнате, кот-то не подстраховал своего напарника. BALU совершенно не церемонится, когда замечает, повторные ошибки, командным голосом подгоняя ребят. А в какой-то момент из его рук в оконный проем просто летит учебная граната. Нет, это не наказание за «косяки», а часть подготовки и проверка реакции.




Первый, кто заметил опасный предмет, громко кричит «Граната!», и вся группа максимально быстро прячется за стенами, пока не прозвучит взрыв. После этого штурм продолжается – комната за комнатой, коридор, за коридором.

Курсанты, как и настоящие военнослужащие, общаются между собой короткими фразами. То здесь, то там в здании звучат слова «Держу», «Чисто», «Контроль».




- Когда боец зашел в комнату, посмотрел везде и всюду, когда полностью убедился, что там нет противника, либо все зачищено и ничего не угрожает его жизни и жизни его товарищей, только после этого говорится «контроль». Это означает, что комната контролируется данными бойцами, - поясняет BALU. - Дальше происходит поэтапно то же самое. Нельзя, не проверив помещение и не убедившись полностью, что оно зачищено, произнести это слово. Потому что во время взрыва противник может спрятаться, например, за шкаф, за какой-то железкой, что спасло ему жизнь. Если ты зашел и не проверил все углы, все шкафчики – ты не можешь сказать «контроль».




Кроме того, когда бросается граната кем-то из группы, звучит также слово «своя», чтобы все понимали, что это своя граната вошла в здание, и опасности она не несет. Но при входе бывает так, что гранату кидает противник, который скрылся в одной из комнат. Тогда звучит слово «чужая». И вся группа покидает помещение или пытается укрыться. По словам инструктора, об этих моментах стоит не забывать.

- Основные ошибки у курсантов в том, что они часто не запоминают определенные действия. Выполняют их, но не всегда задают себе вопрос, насколько они правильно это делают, - отмечает BALU.




Как бы то ни было, ребята во время выполнения штурма собраны и серьезны. А после выполнения задачи, возбужденные и немного запыхавшиеся, выходят из здания, активно обсуждая детали зачистки, при этом, сами отмечают, где и почему они допустили ошибки. Это также немаловажная часть обучения, позволяющая избежать тех же самых промахов в будущем.

Главным фактором при штурме здания, пожалуй, можно назвать взаимодействие бойцов. Они должны уметь чувствовать и понимать друг друга без лишних слов. А этого можно добиться лишь постоянными тренировками и анализом ошибок.

 



Тактика ведения боя

Штурм здания, безусловно, можно назвать отдельным видом искусства ведения боевых действий. Но не менее важным направлением является тактика боя на открытой местности. Ранее «Блокнот Краснодара» рассказывал о показательном выступлении на одном из полигонов Краснодарского края, где курсанты продемонстрировали собравшимся зрителям то, чему они успели научиться.




Постоянные тренировке очень важны, но каждая из них, хоть и включает в себя примерно одни и те же элементы, все равно отличается одна от другой – интенсивностью, длительностью, поставленными инструктором задачами.

Здесь отрабатываются основы основ – стойка и умение правильно держать автомат, перенос флангов, прицельная стрельба (конечно, холостыми патронами) и многое другое.





- Построились в шеренгу. Быстрее, - командует BALU. – Контакт!

Курсанты вскидывают автоматы на плечо, целясь пока что в теоретическую цель. Казалось бы, что может быть проще. Но не каждый новичок способен даже стать в правильную стойку, которая нужна во время настоящей стрельбы, чтобы не потерять равновесие.





- Отставить. С колена контакт! Смена плеча, - продолжает резко отдавать приказы инструктор.

Даже здесь многие допускают ошибки, вставая не на то колено или медля с перекладыванием оружия в другую руку. Кроме того, повторяя эти движения раз за разом, быстро начинаешь замечать, насколько устают руки просто держать автомат. А в фильмах это кажется чем-то элементарным и совсем не сложным…





Команда «контакт» означает, что боец держит на прицеле определенный сектор и готов открыть огонь в случае появления противника или уже увидел его и целится.




Движения с автоматом отрабатываются стоя, с колена, лежа. Правильно уметь падать и быстро переворачиваться на земле в другую сторону во всей амуниции также непросто. И запыхавшееся лицо уставшего курсанта, будь то мужчина или женщина, не заставят инструктора снизить темп или сделать поблажку.





- Перенос флангов слева направо по одному. Пошел! - кричит BALU.

- Готов. Пошел, - громко произносит боец, перемещающийся на другой конец фланга и занимающий необходимую позицию. – Держу!

Только после этой команды следующий курсант проделывает те же действия.






- Граната! - послышал громкий крик кого-то из группы, после чего все кинулись врассыпную и упали на землю ногами к опасному предмету. Послышался громкий взрыв и над травой поднялось облако белого дыма от учебной гранаты, брошенной инструктором.



Инструктор с позывным BALU


Таких «сюрпризов» от него курсанты получают за одну тренировку довольно много. Тех, кто не успел отбежать на безопасное расстояние или не предупредил остальных, первым увидев гранату, в лучшем случае, получают наставления от командира, а в худшем - строгий инструктор «подбодрит» его выстрелом в землю. Патроны, конечно, холостые, но чувствуешь себя при этом, мягко говоря, не комфортно. Не говоря уже о том, что это очень громко. 





Есть и другой вариант. Если «боец» замешкался возле гранаты, то после хлопка BALU кричит: «300». Это означает, что участник «ранен» ему необходимо оказать первую помощь. Он делает это или самостоятельно, накладывая жгут к месту условного ранения, или же этим занимаются остальные члены его группы. Но предварительно они должны «подавить огневую точку», и только после этого по всем правилам эвакуировать товарища в безопасную зону, сделав это максимально быстро, а затем продолжить выполнение поставленной задачи.





Разбившиеся на два отряда курсанты начинают постепенный вынос флангов вперед. Затем, меняя позиции, стреляют по установленным на полигоне целям. Отработка одних и тех же приемов и действий продолжается снова и снова. По словам инструктора, одно упражнение необходимо повторить не менее 250 раз, чтобы сработала мышечная память и можно было бы делать его в дальнейшем уже автоматически.





В группе, как отмечалось ранее, есть и мужчины, и женщины, как новички, так и те, кто занимается уже несколько месяцев. Но поблажек не делается никому. Новеньким приходится быстро вникать во все происходящее уже по ходу действий.




Стоит отметить, что такие тренировки требуют достаточной выносливости. Человеку, далекому от спорта и регулярных физических нагрузок, первое время придется здесь не сладко. Но оно того определенно стоит, если у курсанта есть желание всерьез обучиться тактике ведения боя, как важному элементу начальной военной подготовки.

 



Зачем им это нужно?

Когда занятие заканчивается, курсанты собираются в одном месте, чтобы перевести дух и обсудить свои маневры, которые продолжались несколько часов. В этот момент обращает на себя внимание тот факт, что все они абсолютно разные – и подкачанные мужчины, и хрупкие девушки и женщины, и совсем юные ребята, и те, кому уже за 40 и 50 лет. Они не военные, а занимаются самыми обычными гражданскими профессиями – фотографы, риелторы, водители. И не всегда понятно, для чего им нужна вся эта беготня с автоматом в любую погоду, эти синяки и шишки, которые они здесь получают. Журналист «Блокнота Краснодара» обратилась с этим вопросом, прежде всего, к одной из немногих женщин, посещающих тактику.



Алёна


- Я здесь уже больше полугода. Так вышло, погиб мой любимый человек. У меня тоже есть желание отправиться в зону СВО, но женщин, к сожалению, не берут. Хотя я пыталась это сделать с самого начала спецоперации. Но тогда он не разрешал мне этого делать. А я все равно пыталась, потому что тяжело, когда ты здесь, а любимый человек находится в горячей точке, - признается Алена. – А когда пришла сюда, поняла, что это моё, как ни странно. Познакомилась со многими людьми, у которых совершенно разные сферы деятельности. Мне кажется, здесь случайных людей нет. Они занимаются чем-то значимым для себя.



Самое тяжелое для нее, признается Алена, это физподготовка. Приходится осваивать много нового, а с мужчинами тягаться и успевать за ними тяжело, но на желание заниматься это никак не влияет.




Максим


Максим пришел в сообщество в начале сентября прошлого года, то есть на сегодняшний день его можно назвать одним из самых опытных курсантов. По его признанию, начальной военной подготовкой он стал заниматься для того, чтобы, в случае мобилизации, не быть человеком, который не умеет ничего.

- Поэтому принял решение ходить сюда – что-то вспомнить, что-то выучить. Срочную службу проходил, но это было очень давно. В случае мобилизации хотел быть готов, - говорит Максим, отмечая, что практически всё здесь было для него в новинку. - В армии ничего из этого практически не проходили. Все, что я умею, всему я научился уже здесь.





Отвечая на вопрос, есть ли какой-то прогресс за это время, Максим говорит, что, скорее всего, есть. Что-то получается, что-то нет, но об этом, по его словам, лучше спрашивать у инструктора.

- Конечно, чему-то научился. Когда ты идешь в армию, ты ведь тоже сначала не умеешь строевым шагом ходить, никто сразу не может чеканить шаг. Так же и тут. Я стараюсь не пропускать. Думаю, что у меня что-то получается. Инструктор иногда выставляет меня в пример показать, как и что делать. Ну, и я сам нацеливаюсь на то, чтобы выполнять это более грамотно, более четко, - отвечает Максим. - Любое упражнение должно быть повторено много раз. Инструктор гоняет специально, чтобы это в итоге начало получаться. Конечно, бывает очень тяжело, но не в плане трудности выполнения какого-то действия, а в плане длительности упражнений. Но все-таки они нужны.





Также читайте репортажи "Блокнота Краснодара" о курсах начальной военной подготовки и тактической медицины, проводившихся в краевой столице.



Елена Бутова

Фото: Александр Харченко, Максим Бабенко



Новости на Блoкнoт-Краснодар
новости краснодарначальная военная подготовкатактика ведения бояштурм зданиярокоткск кубань
1
1