Краснодар Воскресенье, 19 мая
Общество, 24.03.2023 09:54

Шили для бренда Zara и одевали США: в Краснодаре 90-летняя швейная фабрика процветает вопреки слухам о банкротстве

Краснодарской швейной фабрике «Александрия» в этом году исполняется уже 90 лет. Она пережила Великую Отечественную войну, кризис 1990-х и пандемию, а также шила одежду для таких известных европейских брендов, как «Zara». Рассказываем 24 марта про её прошлое и настоящее в новой рубрике "Блокнота Краснодара", посвящённой предприятиям города.




Совсем недавно в социальных сетях появились слухи о якобы банкротстве фабрики — из-за продажи некогда принадлежавшего предприятию здания по улице Седина, которое, к слову, является объектом культурного наследия. Местные власти планируют организовать в историческом здании своего рода городское пространство, но концепция проекта пока не разработана. Сами же сотрудники фабрики перебрались из центра города в основной корпус предприятия — на улицу Павлова, 64.

Тем не менее, вопреки слухам, швейная фабрика процветает, и ни о каком банкротстве речи не идёт. Журналисты «Блокнота Краснодара» побывали на предприятии, чтобы узнать, что же здесь такого интересного создают, что в своё время покупали даже Америка и Германия, и почему фабрика на самом деле решила продать объект культурного наследия в самом сердце города.



Швейная фабрика на улице Павлова


История почти в сто лет

Швейная фабрика имени Сергея Мироновича Кирова образовалась в 1933 году на базе производственно-промысловой артели «Стандарт». Позже на ее базе было принято решение основать Государственную швейную фабрику.

Оборудование состояло из нескольких швейных машин 15-16 классов, с ручным и ножным приводом, с ручными наплитными и паровыми утюгами. Шили в основном мужские и детские пальто, бельё для младенцев и телогрейки.

Постепенно фабрика процветала: ручные швейные машины заменялись на более производительные.

В 1938 году фабрике было предоставлено новое помещение — тот самый объект культурного наследия по улице Седина 65. Численность работающих к этому времени составляла 1000 человек.



На фото изображен первый директор швейной фабрики имени Кирова - Манченко. Снимок предоставлен фабрикой "Александрия"


Вскоре начинается Великая Отечественная война. В 1941 году фабрика переводится на пошив одежды для фронта. Таким образом она работает до первого августа 1942 года. Затем все работники были уволены, а многие мужчины ушли защищать свою Родину.

Во время оккупации пострадали территория предприятия и цеха. Некоторые были уничтожены полностью. Главный корпус фабрики был разрушен на 30%, а имущество расхищено.

После освобождения Краснодара рабочие вернулись восстанавливать свою родную фабрику. Люди сутками работали без тепла, откапывая оборудование из земли и расчищая уцелевшие помещения.

1 марта 1943 года фабрика возобновила свою работу. Люди тогда работали в три смены, изготавливая столь необходимую одежду для фронта. Полное восстановление фабрики было закончено к 1950 году.



На фото Гримберг Борис Самойлович – начальник цеха после восстановления, 1943 год. Снимок предоставлен фабрикой "Александрия".


В 1954 году фабрика имени Кирова начинает постепенно переходить на пошив мужского костюма. В 1992 году в результате приватизации на базе швейной фабрики имени Кирова и Краснодарской фабрики №2 было образовано закрытое акционерное общество «Александр и Я». Позже на производство было внедрено технологическое оборудование ведущих фирм мира.

В 2000 году генеральным директором теперь уже ЗАО «Александрия» становится Садовская Людмила Петровна. Она руководит предприятием до сих пор.

Сейчас фабрика, в основном, специализируется на пошиве мужской одежды — костюмов, пиджаков, брюк, сорочек, а также школьной формы. Женская одежда также представлена, но её мало, и в основном она шьется на заказ.




В кризис 1990-х шили для США, а затем для Германии

В начале 1990-х годов, во время кризиса, для фабрики наступили тяжелые времена. У многих предприятий тогда не было вообще никаких заказов. Гособеспечение ушло, а новых заказчиков не было.

- Наше руководство в те времена вышло на две крупные американские фирмы по женскому ассортименту. И, благодаря размещению этих заказов, нам и удалось пережить «девяностые». Причем очень хорошо пережить, мы ни разу не остановились, - рассказала журналистам заместитель директора по производству Солодкая Оксана Витальевна.




Шили жакеты, юбки, брючки. Со стороны американцев тогда были очень серьёзные требования, и фабрика перестраивалась на новую систему работы с заказчиками.

Лет 10 предприятие шило одежду для США. А затем пришли и немецкие заказчики. С ними фабрика работала вплоть до 2009 года.

- Ежемесячно мы отгружали им по 40 тысяч единиц. Были стабильные хорошие заказы. А затем нам стало экономически невыгодно с ними работать, стала сказываться курсовая разница. Начали появляться наши, российские заказы, и мы сейчас полностью работаем на отечественный рынок, - поясняет Оксана Витальевна.




Вещи бренда «Zara» шили в Краснодаре

Швейная фабрика «Александрия» шила одежду и для такого известного и любимого многим модницам европейского бренда, как «Zara». Причем заказчику очень нравилось качество российских изделий и сотрудничал он с «Александрией» около пяти-шести лет, вплоть до ухода из нашей страны.

- Мы шили для бренда «Zara», да. Некоторые модели, не все. Пять или шесть заказов мы изготовили для них. Блузы, сорочки, костюмы мужские. И заказы хорошие были, объемные, по 10-15 тысяч единиц. «Zara» давала всё — и дизайн, и логистику. Мы оказывали только услугу. Модели, лекала полностью были их, они нам диктовали даже, у какого поставщика купить ткань, фурнитуру. И, прежде чем разместить у нас заказ, с их стороны был проведён серьёзнейший аудит нашей фабрики. Требования были даже к тому, как мы с рабочими работаем, к охране труда, к экологии. И только после этого аудита они разместили заказ и ни одного замечания мы от них не получили. Они были очень счастливы, что в России такое хорошее качество есть, - вспоминает Оксана Солодкая.




Отметим, что вещи бренда “Zara” отшиваются и в Китае, и в Марокко, и в Индонезии. Но качество вещей, изготовленных «Александрией», представители бренда назвали одним из лучших.

- Мы привыкли работать хорошо. Нас немцы в своё время научили, американцы научили. Мы по-другому не умеем, - смеётся Оксана Витальевна.

В апреле 2022 года фабрика выпустила последний заказ для «Zara» - когда началась спецоперация ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины.




Никакого банкротства нет, просто избавились от лишнего

Совсем недавно стало известно о том, что фабрика продала принадлежащее ей здание на пересечении улиц Седина и Гоголя, которое было построено еще в 1912 году как доходный дом и является объектом культурного наследия. На месте бывших цехов сделают городское пространство с различными магазинами и кафе. Точная концепция еще не разработана.

Фактически здание было продано в январе, но предпродажная подготовка длилась достаточно долго. После продажи появились слухи о якобы банкротстве швейной фабрики.



Бывшее здание фабрики на улице Седина. Фото: сайт фабрики "Александрия"


- Я не знаю, откуда пошли слухи о банкротстве. Видимо, эту информацию додумали какие-то паблики. Когда стало известно, что в здании на Седина теперь появится новое городское пространство, увидели наверное, что раньше здесь располагалась «Александрия». Ну вот отсюда, наверное, эти слухи и пошли. Паблики стали писать, что фабрики нет, что-то с ней случилось. А на самом деле мы просто избавились от лишнего здания и полностью переехали сюда, в основное здание на улице Павлова, - поясняет заместитель директора по производству.

Никаких проблем с деньгами, отмечает Оксана Витальевна Солодкая, у фабрики нет:

- Наоборот, в связи с санкциями, когда с рынка ушли крупные ретейлеры, спрос на заказы повысился. И мы сейчас находимся на подъёме.



Рабочий процесс


Решение о продаже здания на Седина фабрике далось не просто.

- Мы продали часть своего актива, оптимизировав свою затратную часть. И какие-то дополнительные возможности у нас появились теперь, и мы можем их пустить на создание новых коллекций, на оплату труда, на закупку сырья, нового оборудования. Мы считаем, что наше решение было абсолютно своевременным и экономически верным, - уточнила руководитель маркетинга и оптовых продаж Екатерина Быстрова.

Тем более, всё швейное оборудование — импортное, дорогостоящее. И на его приобретение необходимы большие финансовые вложения.




На Павлова, отмечают сотрудницы фабрики, достаточно места и даже есть пустующие помещения, поэтому содержать цеха на Седина не было особого смысла. Тем более, здание является объектом культурного наследия, и к его содержанию были особые требования. Ремонт фасадов и балконов — большая затратная часть.

- Но мы старались, мы это здание сохранили в хорошем состоянии. Ведь таких жемчужин в городе осталось очень мало, - объясняет Екатерина Эдуардовна Быстрова.

Да и сложно фабрике было разделяться на два здания. Ведь основное производство находилось на улице Павлова. А на Седина располагались лишь швейные потоки. Туда приходилось ежедневно возить крой, выезжать конструкторам, технологам. Всё это усложняло процесс и сказывалось на финансах, ведь, помимо всего прочего, необходимо было и штат водителей содержать.

- На Седина у нас было несколько цехов. Был брючный, был пиджачный. Но сотрудников у нас не так много, и в этих помещениях не было смысла. На Павлова у нас 10 тысяч квадратных метров, мы можем еще несколько цехов здесь разместить. Есть и вообще пустые помещения. Поэтому мы просто оптимизировали свои мощности и избавились от лишнего актива, - пояснила Екатерина Эдуардовна.






В пандемию шили маски и сорочки для военного парада

Пандемия сильно ударила практически по всем предприятиям России. Швейная фабрика в Краснодаре не стала исключением.

- Было сложно. Но у нас так произошло чудесным образом, что к нам обратилась крупная компания, которая занимается выпуском военной формы. Был очень большой заказ, и как раз в период пандемии. Это был госзаказ на парадную сорочку. В наших изделиях потом шли 9 мая во время военного парада на Красной площади. И те предприятия, которые работают с госзаказом, имели право трудиться и должны были трудиться. То есть у нас, благодаря этому заказу, не было ни дня простоя, - отмечает заместитель директора по производству Оксана Солодкая.




Тогда фабрика отшила 15 тысяч сорочек.

- А потом, так сложилось параллельно, появился заказ на женский ассортимент. И мы вот так вот продержались. Ну и маски шили, - смеётся замдиректора.

Масок тогда фабрика реализовала достаточно много. Спрос был огромный: мелкий бизнес, крупный, аптеки, вузы и многие-многие другие.



«Во время спецоперации военную форму не шьём»

С начала специальной военной операции ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины у фабрики появился и спрос на изготовление военной формы. Однако сшить её предприятие на данный момент не может.

- Спрос на военную форму есть, и к нам постоянно обращаются с этим вопросом. Однако мы не можем сшить ту военную форму, которую от нас просят. Полевые костюмы, например. Мы не специализируемся на этом ассортименте. Мы технически не можем этого сделать. У нас сейчас много гражданских заказов, и нам этого достаточно, - поясняет руководитель маркетинга и оптовых продаж Екатерина Быстрова.




Проблемы с поставками из-за санкций

Из-за введенных против России санкций у швейной фабрики появились проблемы с поставками тканей, столь необходимых для производства.

Если раньше ткань, заказанную в Турции или Китае, привозили в течение месяца, то теперь это может растянуться на полгода.

- Нам нужно теперь заранее готовить коллекции, закладывать все эти временные интервалы. Сейчас мы занимаемся коллекцией весна-лето следующего года. Нужно всё продумать, рассчитать, понять актуальность моделей. У нас для этого есть дизайнер, ездим на выставки разные, отслеживаем модные тенденции, - объясняет Екатерина Эдуардовна.




Цены на материалы тоже поднялись — порядка 30-40%. Соответственно, и себестоимость изделия стала выше. Подорожала и логистика.

- Ткани подорожали, фурнитура подорожала, сырьё подорожало, запчасти подорожали. С запчастями на швейное оборудование вообще какая-то катастрофа. Ждём их по восемь-десять месяцев. Очень сложно. Два-три месяца для нас теперь уже считается быстрой доставкой, - поделилась Екатерина Быстрова.





Структура фабрики

На территории фабрики расположено достаточно большое количество цехов, в каждом из которых занимаются своим делом. Есть цех по производству мужской, женской и детской сорочки или блузы, есть цех по изготовлению мужского костюма, цех малых партий и цех, где выпускается верхний женский ассортимент на заказ.

Всего на предприятии четыре швейных цеха, раскройный цех, цех влажно-тепловой обработки, экспериментальный и подготовительный. Различных подразделений очень много, ведь площадь только производственного здания составляет 10 тысяч квадратных метров.




Цех по изготовлению мужского костюма - тот самый цех, который находился раньше на улице Седина.

- Здесь, на Павлова, наша вторая фабрика, она давно здесь была. И вот именно этот цех ранее находился на улице Седина. И он сейчас переехал сюда. Как он был костюмного производства, так и остался. Мы всё это сохранили, он работает, успешно работает. Мы сделали большой прорыв, перенесли его в одно помещение. Оно огромное, и места здесь более чем достаточно, - пояснила Оксана Солодкая.




В день цех выпускает около 150 мужских костюмов. На производстве люди работают с семи часов утра до 15:30. Большое помещение разделено на ряды — на одном шьют брюки, на другом пиджаки. В месяц выпускают до трех тысяч костюмов.




Цех по изготовлению сорочно-блузочного ассортимента, в свою очередь, выпускает 700 единиц в день. В месяц выходит порядка 14 тысяч изделий. Объёмы впечатляют.




Вертикальная транспортная система связывает все цеха. 




Одежда опускается в цех влажно-тепловой обработки. Она пошита, но не отутюжена и не сложена. 




Здесь её утюжат, окончательно проверяют, чистят, застёгивают пуговицы и складывают в пакеты. Затем упаковывают в коробки, наносят все необходимые маркировки и отдают на склад готовой продукции.




Здесь же находится старший контролёр, который следит за качеством всей выпускаемой продукции.

Отметим, что штат контролёров, который проверяет каждое изделие, есть в каждом цехе. Каждый сотрудник на фабрике занимается своим делом, всё четко распределено.




Демонстрационный зал

На территории экспериментального цеха находится демонстрационный зал. Здесь представлена вся линейка ассортимента фабрики, в том числе изделия из новых коллекций. Здесь же проходят заседания художественно-технических советов, в состав которых входят руководители предприятия, представители торговли и маркетинга, менеджеры отделов снабжения и финансов, технологи, художники и дизайнер.

Сначала проводится отбор образцов ткани, художник работает над эскизами и привязывает к каждому эскизу образцы — как он видит, в соответствии с веяниями моды. Худсовет на этапе эскизов и ткани отбирает то, что в итоге хочет видеть в линейке фабрики. Далее дается задание экспериментальному цеху — отшиваются образцы. Уже готовые изделия выставляются «на суд» совета. Рассматриваются цена, конструкция, технология, внешний вид. Отдел снабжения и отдел сбыта дают свою оценку. И по итогам принимается решение о том, какие модели будут приняты в производство, в каком количестве и в какие сроки.



Демонстрационный зал


Ежесезонно фабрика выпускает две коллекции мужской одежды. Одна коллекция в год — школьная форма. Женскую одежду выпускают только на заказ — образцы также хранятся здесь.

Некоторые изделия, представленные в демонстрационном зале, бывают в единственном экземпляре. То, что не подходит, через некоторое время отправляется в стоковый магазин. Как правило, это происходит через два-три года. Почему такие сроки — бывает, что модель может стать актуальной и на следующий сезон уже займет своё место в коллекции фабрики.



Преемственность поколений и кадровый голод

- В лёгкой промышленности сейчас сложилась катастрофическая ситуация с кадрами. Кадровый голод есть на всех предприятиях. Нет притока молодых специалистов. Ни технологов, ни конструкторов, ни рабочего персонала. Никто не хочет работать на производстве. Поэтому количество сотрудников уменьшается. Нет таких масштабов, которые были раньше, - с сожалением отмечает Оксана Солодкая.

Сейчас на предприятии работает 350 сотрудников. Из них швей примерно 120-130. Студентки приходят на практику, но их мало, и далеко не все хотят работать на фабрике. Большинство мечтает стать дизайнером, придумывать одежду, а вот шить — некому. На производство идти никто не хочет.




- Если бы к нам пришел человек, даже без опыта, и сказал, хочу работать у вас, да мы бы научили всему сами. Ну, если хочет. А так, даже знания передать некому. Хотя мы имеем богатейший опыт. Так жалко, - подтверждает Екатерина Быстрова.

Это раньше на фабрике работали целыми поколениями, сейчас всё изменилось.

- Одна семья переходила в другую семью. Я пришла работать на фабрику в 1993 году. Моя мама на этом предприятии отработала 60 лет. В пандемию ушла на пенсию, когда ей было уже 83 года. У нас, когда я сюда пришла, было порядка 2000 сотрудников и 77 династий. Причем, это не обязательно мама с дочкой. Были и внуки, и правнуки. Вот когда наступил кризис 2008-2009 годов, тогда у нас и произошёл большой отток кадров, и преемственность поколений прекратилась, - пояснила Оксана Солодкая.




Магазин на территории фабрики

Свою продукцию фабрика продаёт не только оптовым покупателям, но и в розницу. На территории предприятия есть даже собственный магазин. 




Вежливые консультанты помогут подобрать костюм или даже принесут необходимую вещь со склада — если понадобится.

Цены — средние. Фабрика с почти столетней историей планирует и дальше радовать покупателей своими изделиями вопреки различным слухам.





Информационный обзор Редакции

Ксения Мальшакова

Настя Космос

Фото: Александр Харченко

Видео: Сергей Трубин

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Краснодарское импортозамещение  Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
НовостиКраснодаршвейная фабрика "Александрия"производствоцехистория фабрикиобъект культурного наследия
5
1