Краснодар Воскресенье, 08 декабря
Общество, 13.02.2024 13:31

В Краснодаре показали армянскую церковь Саака и Месропа: история и уникальные святыни

Армянская апостольская церковь святых Саака и Месропа, расположившаяся в поселке Пашковский Краснодара, разительно отличается от окружающих строений и привлекает внимание еще издалека своей необычайной красотой. 13 февраля журналисты побывали внутри, узнали об истории ее создания, о том, какие святыни есть на ее территории, и расспросили церковнослужителей об особенностях богослужений, а также о том, кто может посещать армянские церкви.

 


ВИДЕО:


Микрорайон Пашковский Краснодара с обилием многоэтажек и тихими двориками мало чем способен привлечь внимание случайно попавшего сюда человека. Но, прогуливаясь между домами в районе улиц Фадеева и Бершанской, в какой-то момент между серыми и скучными кирпичными стенами показывается яркое здание с коническим куполом, заметное издали и будто очутившееся здесь случайно.



Церковь неизменно привлекает внимание своей необычной архитектурой 


Вблизи Армянская апостольская церковь святых Саака и Месропа поражает своей красотой. За кованным узорчатым забором расположена красивая и довольно уютная территория, посреди которой возвышается главное строение, имеющее пепельно-розовый оттенок благодаря облицовке из туфа.



Центральный вход


В здании сразу угадываются основные черты, свойственные многим армянским церквям и храмам – многоскатная крыша, большой сегментированный купол конической формы и такой же, но поменьше, над часовней. Сразу же привлекают к себе внимание красивейшие витражные стекла с изображениями святых и религиозными сюжетами, резные двери и узорчатые барельефы над входом. Конечно, на фоне серых многоэтажек спального микрорайона все это выглядит еще более впечатляюще.




Витражные она церкви


Во дворике под деревьями расположены небольшие беседки, где все желающие могут посидеть и отдохнуть или же пообщаться под шелест листьев.



В центре - алтарь, левее - хачкары, справа - беседки


За массивными резными дверями главного входа взгляд сразу же устремляется к сверкающему своим убранством алтарю. В отличие от Русской церкви, здесь он находится на большем возвышении и отгорожен от основного зала. Еще одним отличием является наличие лавок для прихожан. Здесь гораздо меньше икон, а имеющиеся немного отличаются манерой живописи. Витражные окна приглушают дневной свет, и внутри царит какая-то особая атмосфера. Если добавить к этому еще и духовные песнопения хора…




Алтарь


Об истории церкви

В будний день прихожан в церкви было немного, и журналисты могли свободно пообщаться с церковнослужителями.



Иподьякон Армен


- Начало строительства церкви было положено в 2007 году по благословению архиепископа. Уже в 2010 году строительство было окончено. Армянская апостольская церковь в честь святых Саака и Месропа в Пашковке была освящена нашим главой епархии архиепископом Мовсесом Мовсесяном, - рассказал иподьякон Армен. - Святые Саак и Месроп – это люди, создавшие армянскую письменность. И, соответственно, они создали армянский чин богослужения. В нашем алфавите каждая буква символизирует слово Божие. Месроп перевел Библию и богослужебные книги с греческого на армянский.




Внутри церкви


Вообще история данной церкви ведет свое начало даже не с 2007 года, а с конца 1990-х. Удаленность кафедрального собора, расположенного на другом конце Краснодара, была проблемой для многих прихожан, особенно пожилого возраста. И тогда активисты армянской пашковской общины после многочисленных просьб верующих обратились к главе епархии Юга России епископу (а ныне архиепископу) Езнику Петросяну с просьбой благословить начало строительства армянской церкви в Пашковке. И сегодня краснодарцы могут наблюдать плоды всех этих трудов и чаяний. Настоятелем церкви с февраля 2023 года является отец Наири или Тер Наири.






Традиции и богослужения

Верующие армяне отмечают 5 основных религиозных праздников - Рождество, Пасху, Преображение, Успение, Воздвижение Креста Господня. Все те же, что и в Русской церкви. Но есть одно отличие. Армянская апостольская церковь живет по новому стилю, то есть по григорианскому календарю. А Русская и Греческая – по старому стилю. Соответственно, разнятся даты основных праздников. Например, в этом году армяне отметят Пасху 31 марта, тогда как у православных христиан она выпадает на 5 мая. Уже с 11 февраля алтарь в церкви Саака и Месропа закрыт. Начался Великий пост.



Иподьякон Эдуард


- В будние дни у нас проходят утренняя и вечерняя службы. В воскресенье проводится литургия. Начинается в 10 часов. Собираются прихожане, происходит общая исповедь, во время которой получают отпущение грехов. Священник также исповедуется перед всеми. После этого и начинается святая литургия, - рассказал об особенностях богослужения иподьякон Эдуард. - В Армянской церкви принято, что мужчины сидят по правую сторону от алтаря, а женщины – по левую. Сама святая литургия и таинство причастия – очень важны в жизни христианина. Это единственный путь, чтобы соединиться с Господом Иисусом Христом.






По его словам, особых отличий от Русской церкви здесь нет, за исключением таинства причастия (Евхаристии), в котором используют неразбавленное вино.

- Наш храм посещают люди разных возрастов – и пожилые, и молодые. Молодежи, к нашему счастью, очень много. У нас есть прихожане, которые здесь познакомились друг с другом, создали семьи и уже покрестили своих детей. Мы рады им, это наша одна большая семья, - с улыбкой отметил церковнослужитель.






Во время общения речь зашла о том, кто может посещать армянскую церковь?

- Очень часто, когда узнают, что я служу в армянской церкви, люди разных национальностей задают вопрос: «А можно к вам прийти?» Я всегда улыбаюсь и говорю – а почему нет? Двери нашего храма открыты для всех прихожан. Сюда приходят люди многих национальностей, кто хочет ознакомиться с культурой, религией. Кто хочет просто посидеть на литургии и послушать духовные песнопения прекрасного хора. И одна прихожанка другой национальности как-то сказала: «Я абсолютно не понимаю, о чем вы говорите и о чем поете, но я слышу голос Божий здесь. Присутствие Духа святого. И меня притягивает в этот храм». Поэтому наши двери открыты для всех, - ответил иподьякон Эдуард. - Я не знаю, почему у людей возникает такое мнение, что это вот армянская церковь, поэтому туда ходят только армяне. Это вот русская церковь, туда ходят только русские. Это католическая церковь, поэтому туда ходят только католики. Это неправильное мнение. Не надо так думать. Приходите. Если в это время здесь будет кто-то из дьяконов, вам обязательно проведут экскурсию, всё покажут, вы окунетесь в культуру армянской церкви. Лично я захожу в двери любого храма, где бы я ни находился. И я ощущаю там присутствие Духа.





Примечательно, что в церковном хоре здесь поют также и русские юноши и девушки. Поют, разумеется, на армянском языке. Они попадают сюда через консерваторию и, как отметили иподьяконы Армен и Эдуард, по зову сердца.




Святыни армянской церкви

В церкви есть уединенный уголок, где располагаются святые для верующих предметы. Например, книга святого Григора Нарекаци, написанная на древнеармянском языке, которой уже около 300 лет.



Книга святого Григора Нарекаци


- В каждом доме есть Евангелие и есть эта книга. Молитвы из нее читают над больными, раньше клали под подушку больному человеку. Его молитвы целительны. Это единственный некатолический святой, который был канонизирован и стал Учителем вселенской церкви у католиков. Он при жизни творил чудеса. Название книги переводится как «Слово Богу, идущее из глубин сердца». Григор Нарекаци был монахом. Он вышел за пределы человеческих грехов и описал в своем труде греховность, которой страдают люди, - рассказали церковнослужители.



«Слово Богу, идущее из глубин сердца»


Для справки. В 2015 году в Ватикане,  в соборе Святого Петра во время литургии,  посвященной 100-летию  геноцида армян, состоялась вселенская канонизация Григора Нарекаци. Папа Римский Франциск  провозгласил его  "Вселенским Патриархом,   "Учителем вселенской церкви", "Ученым монахом".

Также рядом с книгой находится копия Туринской плащаницы, которую церкви подарил отец Герасим – настоятель Свято - Михайло – Афонского монастыря.


Но святыни есть не только внутри церкви, но и снаружи.

- Также на территории нашей церкви есть мемориал, посвященный землям Западной Армении. Что это такое? Он посвящен тем событиям, когда Османская империя устраивала гонения на армян, на христиан. Два-три года назад служители нашей церкви поехали и привезли землю с тех территорий, где некогда проживали армяне. Засыпали ее здесь, смешав с кубанской землей. И теперь вот есть такой мемориал, который так и называется «Земли Западной Армении», - пояснил иподьякон Армен.



Мемориал


Его можно увидеть с левой стороны от центрального входа. Мемориал представляет собой небольшой постамент, в котором расположены стеклянные сосуды с землей. На каждом из них своя надпись: Трабзон, Джаник, Эрзрум (Карин), Ван (Ахтамар), Карс, Ани, Армения, Арцах.



Земля, собранная в специальные колбы


- Мемориал освящен. Здесь частицы земли и подписи, откуда она привезена. Это святыня уже даже сейчас, не говоря о том, что будет через 100 лет, - пояснил церковнослужитель.

Часть земли, которую собрали в ходе паломнической поездки, высыпали в клумбу, расположенную рядом. На ней также установлены таблички на армянском языке с историей каждого указанного в надписях города.

Немного правее, в глубине двора, расположен алтарь, установленный к 100-летию геноцида армян. Надпись на нем говорит о том, что он посвящен великомученикам.



Алтарь на улице


- Он уникальный, такого нигде больше нет. Алтарь открытый, освящен архиепископом Мовсесом Мовсесяном. И раз в год, 24 апреля, здесь, на улице, проводится служба, - отметил иподьякон.

Также во дворе расположено несколько каменных крестов, которые называются хачкары. Каждый из них посвящен определенным историческим событиям и памяти армянских воинов.





А что рядом?

За забором церкви расположился Армянский культурный центр. Туда приходят дети разного возраста, где их обучают писать и читать на армянском, а также основам христианства, чтобы они не забывали свой родной язык и культуру. В этой школе также есть шахматы, танцы, робототехника и много других кружков, в которых дети могут заниматься.




Армянский культурный центр


А на аллее возле церкви и культурного центра расположены привлекающие внимание бронзовые фигуры. Например, люди, играющие в шахматы. 






А одна из статуй изображает так называемого Карабалу или дарителя. Это был житель Еревана с непростой судьбой. Пока он находился в тюрьме за «публичное оскорбление власти» в 1930-х годах прошлого века, его не дождалась жена. Выйдя на свободу, Карабала (настоящее имя Степан Арутюнян) начал дарить розы проходившим девушкам на улице. И теперь трогательная бронзовая фигура старика тянет розу прохожим рядом с церковью святых Саака и Месропа.


Ранее "Блокнот Краснодара" рассказывал о единственном православном храме Новой Адыгеи, построенного в честь святителя Игнатия Брянчанинова. Многие краснодарцы даже не слышали о нем до приезда туда известной певицы.

Читайте нас в Telegram



Елена Бутова

Фото: "Блокнот Краснодара"

Видео: Сергей Трубин


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
новости краснодарармянская церковьцерковь святых Саака и Месропарелигияпашковский
0
0