Краснодар Суббота, 20 апреля

Апрель в 19 веке в Екатеринодаре: борьба с лужами, желчная лихорадка, дешевые продукты первые городской врач и глава

Апрель 2021 года, хоть еще и не закончился, но все равно запомнится краснодарцам громкой отставкой тренера ФК «Краснодар» Мурада Мусаева, решением мэра Евгения Первышова баллотироваться в Госдуму по одномандатному округу, началом приема документов на праймериз и не только. А какие события были важны для жителей города в первые годы его основания? Об этом расскажет «Блокнот Краснодар» в исторической рубрике.

Апрель 19 века был насыщенным на события. В книге «Екатеринодар-Краснодар» опубликованы выдержки из газет того времени.

Заглянем в 1801 год. Жители города были обеспокоены продолжающимися лихорадками, которые погубили немало людей. Поэтому в начале апреля к вопросу лечения подошли со всей ответственностью, и даже назначили старшего лекаря Петра Антоновского из Черноморского флота и младшего лекаря Николая Ольховского из третьего егерского полка. Суммы, которые платили докторам, по тем меркам были не такие большие – первому обещали оклад 300 рублей в год, а второму – 200 рублей в год.

3 апреля ситуация усугубилась, и для того чтобы остановить болезнь, государственная Медицинская коллегия решила «завести и содержать» аптеку в Черноморском войске. Кстати, сумма, которую затратили на лекарства от желчной лихорадки, уже была посерьезнее – 2035 рублей 31 копейка. Их приобрели в Херсонской аптеке.

В этом же году 5 апреля в Екатеринодаре состоялся войсковой круг по случаю объявления грамоты Павла I от 16 февраля того же года, подтверждающий права Черноморского войска, и освящения пожалованных знамен. Их привез из Петербурга вместе с императорской грамотой капитан Животовский. Реликвии хранились в доме войскового атамана.

16 числа было принято решение построить войсковую мельницу на плотине Карасуна близ города для перемола зерна, вымениваемого у горцев на меновом дворе и снабжения пограничных караулов. Вот только кому выпадет такая «честь», так и не решили – в газетах появилась публикация о поиске желающих на постройку мельницы. Откликнулись ли горожане, неизвестно.

474-a7acb418.jpg

Фото: сайт администрации Краснодара

Екатеринодар часто становился пунктом назначения для путешественников. Вносили свою лепту и лекари, которые делали записи о посещении города. Вот, например, некто С., медик, прибывший из столицы в 1809 году, чтобы осмотреть карантины на кордонной линии, был в восторге от того, как дешево стоили продукты.

- Город состоит большей частию из далеко стоящих один от другого, покрытой соломой домов или изб, с садами, площадками, покрытыми дерном, и пашнями. На широких улицах и в больших промежутках между домами часто видишь пасущийся скот. Мне сказали, что домов здесь 560, а жителей 2500. Съестные припасы необыкновенно дешевы: фунт говядины стоит от 5 до 6 копеек, курица 8, фазан 25 и фунт хлеба 8 копеек, - писал он.

Он отметил и тот факт, что казаки довольно-таки неплохо благодаря выгодному меновому торгу с черкесами. В хорошие годы они могли получать почти 8 тысяч рублей серебром чистого барыша.

- Казаки платят за все солью и получают лес, мед, воск, кожаные изделия и бурки, непроницаемые от сырости и дождя, приготовляемые из козьей шерсти особенного рода, - указано в материалах книги.

Есть в Краснодаре одна проблема, которая преследует город с начала его основания. Оказалось, что подтопления краевой столицы появились еще с тех времен, когда город именовался Екатеринодаром.

В апреле 1826 года при участии всего населения города началось рытье канав для стока дождевых и паводковых вод в Кубань, Карасун и озеро Ореховое (располагалось в районе тургеневского моста через Кубань, в начале улицы Тургенева). Такими «субботниками» начали заниматься еще в 1823 году, когда было решено после окончания полевых работ, то есть с конца апреля и до времени сенокоса и жатвы всех городских жителей заставить «исправлять» в городе улицы.

- Копать каналы для истечения воды, смотря по удобностям к рекам Кубани и Карасуну или озеру, называемому Ореховым, на улицы вывозить дерн землю и песок, а всех штаб- и обер-офицеров обязать вырыть против своих домов каналы, - писали тогда в газетах.

Это было необходимо для того, чтобы как-то преодолеть отрицательное воздействие болотистой местности. Ведь эти лужи, которые покрывали почти все улицы Екатеринодара, даже при самом сильном зное высыхали не так быстро, как хотелось бы. Они затрудняли проезд и вредили гнилостными испарениями здоровью жителей. В этом плане Краснодар совсем не изменился.

В апреле 1831 года в Екатеринодаре произошло знаменательное для города событие – начал работать первый городской врач, с фамилией Шпрингер. Но, по архивным документам и воспоминаниям докторов, которые приезжали из столицы, горожане неохотно шли на прием к лекарям, и не выполняли предписания.

Заглянем в 1868, не менее знаковый для города год. Именно в апреле этого года в Екатеринодаре выбрали первого городского главу. Им стал купец первой гильдии, отставной поручик Константин Фролов

фролов.jpg

Фото: администрация Краснодара

При правлении Константина Ивановича в городе была учреждена новая система городской власти, которую образовывали городская Дума, городской голова, городовой суд, полицмейстер, полицейское управление. Уже за первый год при Фролове город значительно преобразился — площади застраивались хоть и небольшими, но красивыми зданиями, расширялись торговые и коммерческие помещения.

После трех лет службы Фролов, как и положено, покинул свой пост. Но он продолжил жить и трудиться в Екатеринодаре. Так, он был одним из директоров Кубанского областного попечительского комитета о тюрьмах, неоднократного избирался председателем Екатеринодарского благотворительного сообщества.

Елена Антонова

Новости на Блoкнoт-Краснодар
КраснодарЕкатеринодартогда и сейчас
0
0