Краснодар Четверг, 25 апреля
Общество, 17.06.2020 13:47

«Если встречу учеников в магазине нижнего белья, я улыбнусь и поздороваюсь», - педагог Краснодара Ольга Эпп

Тем, кто меняет сельскую глубинку на город, всегда приходилось нелегко. Городские раньше давали приезжим обидную кличку «колхозница». Да и сейчас «понаехов» краснодарцы не очень-то радуют. И хотя Краснодар - не «Белокаменная», найти свое место под солнцем бывает ой как непросто. Особенно, если профессия у тебя востребованная, а выглядишь ты как школьница. Сейчас специалистов из села не только не считают "колхозниками", но уважают и ценят, как специалистов. 16 июня в гостях виртуальной редакции «Блокнот Краснодар» Ольга Эпп - 23-летняя учительница русского языка и литературы, победитель краевого конкурса «Педагогический дебют» и юная девушка, похожая на школьницу.

Утром - корову подоить, вечером - уроки поучить

Ольга Эпп родилась в селе Соколовском. Маленький населенный пункт, простая сельская школа. Семья будущей учительницы к высоким наукам не стремилась, они работали, что называется, на земле. Родители Ольги занимаются животноводством, поэтому девушка с малых лет помогала по хозяйству и не чуралась тяжелого труда.

В ее выпуске было всего девять человек. Зато - удивительный, по словам Ольги, преподаватель, который и воспитал в ней любовь к русскому языку и литературе и подтолкнул к выбору будущей профессии.

36acec31-bdd8-4049-8d4b-4efa5bd864f3.jpg

- Я решила стать учителем в 10 классе, все началось с любви и интереса к предмету. Во многом на это повлиял пример моей учительницы – великого, на мой взгляд, педагога Галины Григорьевны Гусевой. Представления о мире у сельского выпускника в 2014 году были не такими глубокими, поэтому я и не знала, кем еще можно стать, имея расположенность к гуманитарным наукам, - рассказывает Ольга. Девушка с отличием окончила КубГУ, а после учебы пошла преподавать. 

Несмотря на то, что профессия довольно востребована, найти работу не так-то просто. Да и зарплаты иногда позволяют желать лучшего, особенно для начинающего педагога. Но Ольгу это не смущало: она была уверена, что грамотный педагог знает, как увеличить свой заработок. 

Сменка где?

Свой первый день на работе Ольга Эпп не забудет никогда. Молодая учительница жила достаточно далеко от места работы - гимназии №33. Собраться и добраться туда уже было стрессовой ситуацией. А тут еще предстояла встреча с будущими учениками пятиклашками и шестиклашками. Оля нарядилась в светлую блузку и темные брюки. И это была ошибка - при входе в школу педагога приняли за ученицу и потребовали сменную обувь.

- А после завуч, с которой мы еще не были знакомы, сделала мне ряд замечаний о том, что мой внешний вид не соответствует требованиям к школьной форме. В общем, в этот день, да и всю первую четверть (а некоторые – и весь первый год) меня принимали за ученицу, - делится воспоминаниями Ольга Эпп.

Расстроенная, сбитая с толку учительница, чуть не плача от нервного напряжения, вошла в класс, кое-как поздоровалась с ребятами. Тридцать человек смотрели на нее во все глаза. И только увидев улыбки на лицах учеников, Ольга выдохнула и поняла - все получится!

«Чувствую себя ближе к ученикам, а не к коллегам»

Когда первые страсти при появлении новой, да еще и такой молодой и симпатичной учительницы утихли, Ольга начала думать, как найти подход к детям и завоевать уважение.

c5536425-3157-4fa0-a324-7dc0fdba1fec.jpg

- Ольга Владимировна, пока детки еще маленькие, завоевать доверие, наверное легче. Но в вашем случае получилось так, что вы попали в самый разгар подростковых перемен у школьников. Как вы с этим справились?

- Я боялась, что не понравлюсь ученикам, они меня не воспримут, не будут слушать. Однако я начала с 5 классов, дети оказались очень открытыми, внимательными, у меня не было проблемы с общением с учениками, к счастью. К тому же я не позиционировала себя как строгий учитель, которого надо беспрекословно слушать. На уроках у нас получается и пошутить, и посмеяться, высказать свое мнение, и все это с соблюдением дисциплины. Это как-то само собой получается, дети чувствуют свободу, но при этом остаются внутри позволенных рамок поведения. Уважение, на мой взгляд, действительно нужно заслужить. Но не строгостью, а таким же уважением к детям, вниманием к ним. Я чувствую себя ближе именно к своим ученикам, чем даже к старшим коллегам, так как между мной и моими учениками меньшая разница в возрасте, я имею представление об их проблемах, так совсем недавно у меня были такие же. Я каждый день вспоминаю свои школьные годы, ставлю себя на место ученика и пытаюсь посмотреть на ситуацию его глазами. 

Сейчас стаж Ольги Владимировны составляет два года. Заслуженные педагоги, наверняка, все еще смотрят на девушку снисходительно. Ведь многие работают десятилетиями. Однако даже такой небольшой по меркам профессии срок позволил учительнице составить впечатление о работе и еще раз убедиться в правильности своего выбора. 

«Я показывала, как использовать мемы на уроках»

Спустя пару лет Ольга Эпп почувствовала ,что готова поделиться своими знаниями с коллегами, она попробовала свои силы на краевом конкурсе профессионального мастерства.

- Победа в конкурсе «Педагогический дебют» для меня была неожиданной. Участие началось еще в декабре, я прошла заочный, очный городской этап, где заняла второе место, и уже была готова к очному краевому этапу, как объявили карантин, а все мероприятия перенесли. Позже конкурс решено было провести в дистанционном формате, - рассказывала педагог. - Сообщили об этом участникам достаточно поздно, предварительно оповестили за неделю, а официальное письмо пришло за 3 или 4 дня до дедлайна. Из-за этого я вообще хотела сойти с дистанции. Но директор и завуч мотивировали меня, так что я за трое суток срочно-обморочно переделывала старый материал, готовила новый, освоила профессии монтажера, видеооператора, видеоредактора, блогера и прочее. 

На конкурсе Ольгу попросили продемонстрировать педагогические навыки. Задача была - показать новые идеи для системы образования. Ольга решила представить связь с современностью. Она показала, как можно использовать мемы на уроках, как привлечь социальные сети и использовать их в культурном отношении. 

Между тем, сама Ольга Эпп соцсетями сильно не «балуется». У нее есть аккаунты, но времени на их заполнение практически нет.

- О событиях в своей жизни я сообщаю напрямую близким людям. Однако буду честной, когда устроилась в школу, закрыла свои страницы от непрошенных гостей. И хотя я веду обычный образ жизни, скрывать мне нечего, но жизнь показывает, что всегда могут найтись те, кто превратно истолкует тот или иной материал, размещенный в соцсетях, - рассуждает педагог.

«Фотографий с шампанским у меня нет»

- Ольга Владимировна, согласитесь, что соцсети - неотъемлемая часть нашей жизни. Порой учительниц ловят на «горячих», по мнению родителей и общественности фотографиях. Как вы к этому относитесь?

- Хочу сказать, что учителя тоже люди, и все человеческое им не чуждо: «Homo sum, humaninihil a mealienumputo». Я не вижу ничего плохого в фотографиях с отдыха или с праздника. Конечно, здесь должен быть какой-то внутренний моральный ограничитель: какие-то фотографии в купальнике могут быть уместными, какие-то могут быть предназначены исключительно для личного использования, не для глаз окружающих, их лучше не выкладывать не только учителям, но и представителям других профессий. Если бы у меня была такая потребность, то я бы выкладывала все, что посчитала бы нужным и уместным.

788a4bda-6423-4161-817a-d3c502ff6318.jpg

- А как вы относитесь к тому, что некоторые ученики исподтишка снимают педагогов на телефон? У вас бывали такие случаи?

- Кажется, меня на телефон исподтишка не снимали, ну или я об этом просто пока не знаю. В целом, повторюсь, что скрывать мне нечего, если хотят снять урок, то пожалуйста. Но прежде необходимо предупредить или как-то согласовать это со мной, не хотелось бы потом стать объектом насмешки, если эта запись будет как-то искажена. И опять учителя оказываются в уязвимом положении, ведь от неприятных случаев, связанных с публикацией фото и видео, ученика защищает согласие на обработку персональных данных. В случае с учителями ничего подобного нет, и ответственность за публикацию видео с учителем никто не понесет.

Учитель беззащитен перед учеником

- В последнее время часто поднимается вопрос о законе, который предполагал бы защиту от учеников. Ведь школьника сейчас даже не поругать толком - может пожаловаться родителям, а те - в управление образования. Как вы считаете, необходим ли такой закон?

- Я считаю, что в правовом поле учитель является наиболее уязвимым звеном в случае конфликта. На законодательном уровне необходимо урегулировать отношения родитель – ученик – учитель, ведь мы тоже несем ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переступающего порог школы. К нам приходят разные дети из разных семей, если с одними не возникает проблем и они в состоянии контролировать себя и свои действия, то для других нужны действенные инструменты, дающие понять о недопустимости каких-либо действий и высказываний. Что делать учителю, если ученик срывает урок, нарушает дисциплину, не реагирует на замечания или еще хуже – оскорбляет учителя? У меня, к сожалению, был случай, когда ребенок позволял себе нецензурную лексику в мой адрес из-за того, что ему было сделано замечание и выставлена неудовлетворительная отметка. Это было при всем классе. Важно не делать вид, что ты ничего не услышал, нужно дать понять ребенку, что так вести себя нельзя.

Ольга считает, что в таком случае помогают беседы с родителями и психологом в течение длительного времени. Ведь никто не имеет права оскорблять и унижать другого человека - будь ты учитель или ученик. 

Быть педагогом - это работа, а не клеймо

- Давайте представим такую ситуацию - вы встретили учениц в магазине, когда выбирали нижнее белье. Как вы поведете себя в такой ситуации? Подобный инцидент произошел в одной российской школе, когда учительницу застали за выбором нижнего белья. Ситуация разрослась до скандала.

- Я следила за этой историй с негодованием. Большой вопрос к родителям, которые всю эту шумиху подняли, но еще больший – к администрации школы, которая пошла у них на поводу. Я считаю это возмутительным. Быть учителем – это моя работа, а не клеймо. Мы имеем право на неприкосновенность и тайну частной жизни, на отдых и досуг. Если я встречу своих учеников в магазине белья, я улыбнусь и поздороваюсь, как и в продуктовом, или в магазине сантехники, или в очереди в кинотеатр, или где угодно. Да, я тоже покупаю и ношу белье, купаюсь в море не в скафандре, а в купальнике, хожу в спортзал в спортивной форме, а не деловом костюме. К учителю предъявляется слишком много требований, зачастую необоснованных. Пора бы увидеть в них в первую очередь профессионалов, дающих высокий уровень знаний ученикам, а не следить, сколько шампанского выпил учитель и какие у него фотографии в Инстаграме.

Победительница конкурса «Педагогический дебют» признается, что даже в многонаселенном городе возможность встретить учеников в неформальной обстановке есть. Да и вообще, непросто отделить работу от личной жизни. Звонки и СМСки не прекращают сыпаться даже в десять часов вечера, и на выходных.

- Я научилась абстрагироваться, любить и ценить себя, уважать свое время в первую очередь. Я имею право на отдых, поэтому считаю некультурным беспокоить человека в нерабочее время. Я просто игнорирую подобное. И личную жизнь я тоже не пускаю в свою работу. Никогда не покажу на работе свое плохое настроение из-за домашних дел, считаю это непрофессиональным. Не хочу стать той учительницей из легенд, типа «у нее было плохое настроение, поэтому у всех двойки». Нет, у меня такого нет и быть не может. 

Из педагога в блогера

Но был в жизни Ольги Эпп, да и у всех преподавателей, момент, когда работу пришлось перенести в прямом смысле «домой». Пандемия коронавируса заставила учителей включить компьютеры и планшеты и сеять «доброе, разумное, вечное» через всемирную паутину.  Дистанционное образование показало, как далеко еще системе образования до налаженного процесса информатизации. Учителям приходилось подстраиваться, выступать в роли блогеров - ведь нужно же как-то подать тему так, чтобы дети ее усвоили.

- Вся последняя четверть у нас прошла в дистанционном режиме. Было достаточно сложно, так как мы понимали, что эта форма не обеспечит то усвоение информации и овладение навыками, которого можно достигнуть на живых уроках. Мы понимали, что многое падает на плечи родителей, поэтому приходилось ограничивать и сжимать учебный материал, оставляя только самое важное и новое,- рассказывает Ольга. - Многие дети не имели технической возможности участвовать в онлайн-уроках, были постоянные проблемы со связью. Приходилось работать в нескольких режимах сразу, задействовать то платформы, то учебники. Я старалась не перегружать детей, придумывать для них интересные задания, как-то скрасить карантинные будни.

ce9f0fcd-950c-47da-be1f-b239b21da4ec.jpg

Это была еще и серьезная психологическая нагрузка. Ведь не всегда понятно, действительно ли слушают тебя эти мордашки в маленьких окнах видеочата. Самые хитрые отключали микрофоны, или вовсе - делали вид, что интернет «барахлит».

- Детям оказалось психологически трудно записывать свой ответ на видео, труднее, чем выступление перед классом. Были существенные проблемы с контролем знаний, огорчало то, что некоторые использовали этот формат для улучшения именно оценок, а не знаний. На мой взгляд, нельзя в полной мере объективно оценить работу, которая выполнялась дома и присылалась с опозданием в несколько дней. Как ни парадоксально, но успеваемость в четвертой четверти выглядела лучше, чем в третьей. Начало учебного года все расставит на свои места, я думаю, в новом учебном году мы будем восполнять пробелы. Конечно, хочу отметить, что форма дистанционного обучения мне не понравилась, я бы не хотела больше работать таким образом, - считает Ольга Владимировна. 

С ней, кстати, согласятся большинство родителей. Удаленную систему образования многие называли «дистанционным мучением» и облегченно выдохнули, когда все это закончилось.

Елена Антонова

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Лица города Краснодара  
КраснодарЛица городапедагогПедагогический дебютпобедительОльга Эпп
0
0