Краснодар Пятница, 19 апреля

Краснодарское «уничтожение огнем»: о холокосте и других преступлениях фашистов на Кубани

Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Сегодня, 27 января 2023 года, «Блокнот Краснодара» напоминает, что во время оккупации немецкими войсками Краснодара, 80-летие освобождение которого будет отмечаться 12 февраля, кроме евреев, погибли десятки тысяч других жителей Кубани. И виной всему был фашизм.

Кубанский холокост. И не только евреев.



Немцы на улице Краснодара. Фотоwaralbum.ru

   Холокост – от древнегреческого holocaustosis, означающего "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". В современной научной литературе и публицистике термин обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению, как минимум (историки до сих пор спорят), шести миллионов евреев в 1933-1945 годах. В основе холокоста – расовая теория нацизма, идея о превосходстве арийской расы над другими, признаваемыми "неполноценными" расами, представление о "мировом еврействе" как главном враге германской нации. В результате – миллионы и миллионы жертв по всему миру.

Резолюция об учреждении Международного дня памяти жертв Холокоста была принята Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций 1 ноября 2005 года. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, США, а их соавторами – еще более 90 государств. Россия в числе инициаторов ведения траурного дня отнюдь не случайна. На ее территории во время Великой Отечественной войны от фашистских преследований пострадало множество евреев. В Краснодарском крае – тоже.

После освобождения Краснодара и завершения Великой Отечественной войны к июню 1945 года краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков сообщила о том, что в городе во время оккупации погибло 11 тысяч 472 человека. Сегодня можно говорить о более чем 13 тысяч жертв фашистов. Количество жертв, к сожалению, только растет с обнародованием новых документов, новых свидетельств о преступлениях захватчиков.

В любом случае - для города, где до начала войны жило более 200 тыс. человек, а во время самой оккупации население составляло не более 150 тыс. жителей, потери были очень серьезными. Погиб фактически каждый одиннадцатый житель города. А точную цифру погибших, наверное, уже не удастся установить никогда.

Как невозможно установить точное количество евреев, умерщвленных фашистами в Краснодарском крае.

Враги фашистов - коммунисты, комсомольцы, подпольщики, партизаны, евреи…




С самого начала оккупации гестаповцы охотились за коммунистами и комсомольцами, их семьями, партизанами, членами подпольных организаций - всеми, кто по каким-либо причинам подпадал под подозрение.

Однако первыми жертвами оккупантов стали именно краснодарские евреи. Удивительного в этом ничего нет.

Ибо сразу после вторжения немецко-фашистских войск на территорию Кубани в станицах и на хуторах они стали распространять листовки и воззвания, в которых говорилось, что простым людям дескать немцы ничем не грозят, что если пострадают - так это только евреи и коммунисты.




Первое было враньем. Второе – правдой. Евреи и коммунисты пострадали в первую очередь.

Еще в 1943 году краснодарская газета "Большевик" свидетельствовала о первых преступлениях фашистов в городе.

Во время оккупации началась перерегистрация всего городского населения, в ходе которой были составлены три списка. В список №3 заносились евреи, иностранцы, красноармейцы, партизаны и коммунисты, т.е. все «политически неблагонадежные». Этот список не оглашался, а люди, которые туда попали, подлежали уничтожению. А занесенные в 3-й список жители еврейской национальности и неполноценные (душевнобольные) уничтожались в первую очередь.

Чисто немецкое убийство…




Немцы решили провести регистрацию евреев, опираясь на профессора музыки Наума Исааковича Вилика – очень уважаемого в то время в городе человека. В частности, сонатные вечера Вилика и его жены были украшением и гордостью тогдашнего музыкального Краснодара. При этом Вилик не только пользовался уважением среди населения Краснодара, но и обладал авторитетом среди местных евреев. Скорее всего, действуя через него, немцы хотели избежать массовых беспорядков.

Через неделю после оккупации Краснодара к музыканту приехал немецкий офицер, который предложил Науму Исааковичу стать старшиной среди еврейского населения и провести его регистрацию, аргументируя тем, что Вилик – уважаемый и почетный человек в городе и только его кандидатура подходит для должности старшины.

Вилику пришлось согласиться, тем более что немец обещал ему, что евреев никто не расстреляет и что жизнь их в полной безопасности. Утром 17 августа немецкий офицер вновь явился к Вилику с заранее напечатанными воззваниями к еврейскому населению Краснодара. В них, за подписью Вилика, было сказано, что еврейское население города было обязано явиться на регистрацию.



Затем, уже в штабе зондеркоманды №10, Вилика заверили, что евреям будет отведен отдельный квартал в северной части города, где они будут спокойно жить. Туда же перевезут их обстановку и личные вещи. При этом гетто не будет. А всё это необходимо, чтобы избежать какого-либо выпада со стороны немецких солдат по отношению к евреям, так как это было, дескать, для немецкого командования нежелательно.

Вилик воспринял эти заверения с большими сомнениями и, чтобы не брать грех на душу, придя домой, попытался покончить жизнь самоубийством: бросился в колодец, но был спасен. Так ему пришлось принять участие в регистрации евреев.

Всем регистрирующимся говорили, что 21 августа к семи часам утра следует явиться на сборный пункт с ценными и необходимыми вещами для переселения. Тут же им вручались листы для наклейки на квартиры, «чтобы их имущество не было расхищено». Как выяснилось позже, это был знак для немцев, что эти квартиры можно грабить…



21 августа люди с узлами, чемоданами и продуктами пошли к сборным пунктам: в здание гестапо по улице Орджоникидзе №30 и на ул. Кирова №125, и Кирова №21. Там их переписывали.

Есть свидетельские показания о том, что было дальше: «Если обнаруживалось, что родители оставили ребёнка дома или у соседей, офицеры немедленно посылали за ним машину и привозили его на сборный пункт. Затем каждые 15-20 минут к пункту начали подходить грузовые машины. Людям приказывали садиться, и машины отъезжали. А увозили их за рощу и там целыми семьями расстреливали. К вечеру всё было кончено. Так в течение двух дней оккупанты уничтожили всё еврейское население Краснодара - свыше 1000 человек. На следующий день гестаповцы с утра разъезжали по квартирам и «дополнительно» хватали тех, кто значился в списках зарегистрированных, но на сборный пункт не явился. С ними расправились на день позже».

Надо помнить!




Хотя в то время хватали всякого, кто хоть немного был похож на еврея. Их забирали в гестапо, всячески над ними глумились, а потом увозили и расстреливали.

При этом за сочувствие к евреям люди тоже платили своей жизнью. Так, за сочувствие семье евреев Ленчинских, 26 сентября 1942 г. в своей квартире была арестована Шепелева Капитолина Константиновна. В гестапо она находилась до 2 октября 1942 г. Ее труп был найден в марте 1943 г. в противотанковом рву около ЗИПа со следами травления газами, скорее всего ее отравление произошло в душегубке.

Евреев партиями увозили за Частиковую рощу, сегодня это перекресток улиц Зиповская и Российская. В то время на этом месте находился котлован, в котором советским командованием планировалось, вроде бы, строительство железобетонного дота. Именно на этом месте фашисты расстреливали граждан еврейской национальности. И не только их.




Позже на месте расстрела и захоронения евреев была поставлена стела высотой 5 – 6 метров, которая находилась на пересечении на углу улиц Солнечной и Московской. Потом памятник на месте еврейского захоронения убрали. И там был только асфальт, пешеходная зона, часть дороги…

К сожалению, следует признать, что в Краснодаре до сих пор точно не установлены не только места захоронений погибших в годы оккупации города фашистскими захватчиками, но и их имена – русских и евреев, коммунистов и беспартийных, красноармейцев и мирных жителей, женщин и мужчин, стариков и детей.

Холокост – лишь один повод отдать им дань памяти. Но знать и помнить об их подвигах, самопожертвовании, безвинных страданиях мы должны каждый день. Во имя будущего!



Ранее «Блокнот Краснодара» рассказывал о том, какие планы имело фашистское руководство на Кубань. И что принесла оккупация Кубани народному хозяйству Краснодарского края. 



Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  
Новости краснодараистория кубанивеликая отечественная война80-летие освобожденияуничтожение евреевдушегубки
0
1