Краснодар Понедельник, 06 мая

Расстрелы, истязания, «душегубки», виселицы: таков был «новый порядок» для жителей Краснодара в годы оккупации

Краснодар был освобожден от нацистов 12 февраля 1943 года. А уже через 5 месяцев - 14-17 июля 1943 года – в городе состоялся первый в стране судебный процесс по делу о зверствах оккупантов и их пособников на территории Краснодара и Краснодарского края. Такой короткий срок для подготовки суда был объясним: чудовищные злодеяния захватчиков требовали скорейшего расследования и возмездия. «Блокнот Краснодара» напоминает страшные моменты оккупации.

Кубанский вариант плана «Ост»




Фото: Виктор Ястребов

Как известно, краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в 1945 году сообщила о том, что в Краснодаре во время оккупации погибло 11 тысяч 472 человека, в громадном большинстве это были мирные жители: женщины, старики, 2 178 детей. Погиб фактически каждый одиннадцатый житель города. А точную цифру погибших, наверное, уже не удастся установить никогда. Поскольку новые документы, новые свидетельства очевидцев подтверждают: убитых, замученных, умерших от голода и болезней в годы фашистской оккупации краснодарцев было гораздо больше.

Общеизвестно, что одними из первых в Краснодаре после захвата его немцами пострадали местные евреи. Они при регистрации, проведенной фашистами, были занесены в особый список вместе с красноармейцами, партизанами и коммунистами как «политически неблагонадежные». Более 1000 евреев были уничтожены немцами за двое суток спустя буквально 10 дней после захвата города.


Однако чудовищным враньем гитлеровской пропаганды являлось заявление, что, кроме евреев и коммунистов, остальным простым людям на Кубани бояться прихода немцев ни к чему.

На самом деле то, что делалось фашистами в Краснодарском крае с мирным населением, полностью соответствовало немецкому бесчеловечному генеральному плану «Ост», который предусматривал истребление многих миллионов русских, представителей других славянских и кавказских народов. Как и везде, население Кубани подверглось страшным преступлениям, которые совершали нацисты на захваченных территориях. Фашисты не жалели никого: ни стариков, ни женщин, ни детей.



Немцы входят в Краснодар

Можно даже сказать, что на именно Кубани гитлеровцы применяли свои самые изуверские и изощренные методы террора и насилия. И пользовались ими не только карательные органы и охранные войска, но и все действующие части немецкой армии. Инструкции по борьбе с партизанами и обычными людьми, разработанные немецко-фашистским командованием, требовали от всех войск применять массовый террор как к партизанам, так и к местным жителям. Инструкция, составленная в генеральном штабе сухопутных войск под руководством Хойзингера, предписывала устанавливать круговую поруку населения, брать заложников и расстреливать всех подозрительных, а «Инструкция о борьбе с партизанами на Востоке» от 11 ноября 1942 г., составленная Йоделем и утвержденная Кейтелем, - расстреливать и вешать всех мужчин и женщин, захваченных в плен при карательных операциях.


Убивали всех: от психбольных до музыкантов и профессоров


Место психбольницы сейчас

В первые же дни оккупации краснодарцы на себе узнали, что такое «новый порядок». После уничтожения 21 и 22 августа 1942 года евреев, фашисты 23 августа 1942 года безжалостно уничтожили 320 больных, находившихся на излечении в краевой психолечебнице.

Среди казненных немецко-фашистскими преступниками в первые месяцы их присутствия в городе назывались известные в Краснодаре люди. Это — профессор Вилик, талантливый актер Театра музыкальной комедии Елизаветский и его шестнадцатилетняя дочь Лиза, старейший врач города Красникова, учительница средней школы № 36 Фиденко, директор школы Никольченко, пионер Витя Сузак, жена и дочь офицера Красной Армии Возьмичцева и многие другие краснодарцы.



Чем дольше длилась оккупация, тем сильнее росли масштабы репрессий. Целенаправленно уничтожались не только члены партизанского подполья, коммунисты, комсомольцы или евреи. Проводились акции по уничтожению мирных жителей без каких-либо дополнительных признаков - попавших в облаву случайных прохожих, посетителей базаров, включая женщин с грудными младенцами. Особенно жестоко расправлялись с инвалидами и тяжелобольными людьми.

Облавы, избиения, виселицы…


Попасть под маховик немецкой машины террора мог любой житель города и края. При этом, немцы очень жестко подходили к любому нарушению порядка в их понимании. Например, была введена система телесных наказаний. То, от чего наша страна ушла после Революции 1917 года, вновь вернулось. Человека могли прилюдно выпороть за невыход на работу, за подозрение в мелкой краже, за какие-то небольшие провинности.

Люди, имеющие родственников коммунистов, комсомольцев или тех, которые были на фронте в Красной армии, рисковали больше всех своей жизнью. Лиц, которых уличали или подозревали в сотрудничестве с подпольщиками и партизанами, могли не просто казнить, а сделать это демонстративно. Со времен Гражданской войны в Краснодаре люди не видели, чтобы казненные несколько дней висели на улицах города с табличкой на груди – такой-то приговорен к смертной казни через повешение за какое-то преступление против оккупационной власти. Одна из очевидцев вспоминала, что «на рынке висел человек с трафареткой и написано было на ней «Я вор, я воровал», и возле этого повешенного лежала собачка. Сколько висел человек, столько лежала собачка и никуда не уходила».


Повешенные фашистами на улицах Краснодара

С начала оккупации распоряжения бургомистра города и приказы немецкого командования сообщались по радио и вывешивались на специальных столбах, за невыполнение приказов –расстрел. В городе был введен комендантский час, который запрещал жителям появляться на улицах ранее 6 часов утра и позже 18 часов вечера.

Все лица с 16 лет, проживающие в городе, должны были иметь удостоверения личности от старосты по месту их проживания. В городе периодически проходили облавы незарегистрированного на бирже труда населения. 16 января 1943 года в городе произошла массовая облава, в результате которой погибло до 800 человек. Во время этой акции был схвачен командир подпольной группы Володя Головатый, он был убит фашистами 31 января или 1 февраля 1943 года, за несколько дней до освобождения Краснодара.



Володя Головатый

Осенью 1942 года в Краснодаре начало работать бюро труда по отбору граждан в возрасте от 17 до 40 лет, «добровольно» желающих уехать на промышленные предприятия Германии. Первый эшелон с 1100 «добровольцами» отбыл с краснодарского вокзала в декабре того же года. А всего за период оккупации с территории Краснодарского края на работы в Германию насильно были угнаны 130 521 человек, из них 81 089 – женщины, 38 022 – дети в возрасте до 16 лет.

С начала оккупации распоряжения бургомистра города и приказы немецкого командования сообщались по радио и вывешивались на специальных столбах, за невыполнение приказов –расстрел. В городе был введен комендантский час, который запрещал жителям появляться на улицах ранее 6 часов утра и позже 18 часов вечера.

Концлагеря, голод, тиф…


"Добровольцы" (фото: Виктор Ястребов)

На стадионе «Динамо» в Краснодаре в период оккупации располагался один из самых больших лагерей для военнопленных на территории СССР. В нем содержалось до 10 тысяч советских солдат. Фашисты использовали пленных как рабочую силу. Помимо концлагеря на стадионе «Динамо», лагеря для военнопленных были в районе мясокомбината на улице Воронежской (до трех тыс. человек), в районе железнодорожного моста, в районе Затона, в районе кожевенного завода и на пересечении Красной и Хакурате, где располагались хлебные амбары. Часть пленных из этих лагерей была отправлена в Германию, а часть уничтожена немцами при отступлении.

В оккупированном Краснодаре был дефицит продовольствия и товаров первой необходимости. Установленные немецкой администрацией цены были в 10-15 раз ниже рыночных, что привело к отсутствию продуктов первой необходимости, всплеску спекуляции и натуральному обмену. Стандартом обмена стало блюдце муки. При этом ходить на рынок было небезопасно — можно было попасть в облаву и закончить жизнь в душегубке. Многие краснодарцы пешком ходили в соседние станицы, где меняли одежду, предметы обихода или украшения на еду.



"Арийцы" в Краснодаре

Многие переходили на жмых (переработанные на масло семечки) — сосали его время от времени, из лебеды варили «борщ», ели калачики – это такое растение, семена которого похожи формой на калачи, а также цветы акации. Из кукурузы делали лепешки, вварила мамалыгу.

Из-за отсутствия медицинской помощи и нормального питания в городе свирепствовали тиф и другие болезни.

Всё это было повседневностью для краснодарцев в период оккупации. Но страшней всего было оказаться в гестапо и попасть в душегубку.

СС-10 А и «душегубки»



Фото: Виктор Ястребов

В городе просто свирепствовала «зондеркоманда СС-10 А». На углу улиц Орджоникидзе и Седина в Краснодаре находилось здание гестапо, в застенках которого пытали и убивали краснодарцев. Вскоре после захвата города, в результате систематических облав и массовых арестов мирных жителей подвалы краснодарского гестапо были до отказа переполнены заключенными. Никакого «следствия» по делам этих сотен и тысяч ни в чем не повинных людей не производилось. Арестованные подвергались самым изощренным пыткам и избиениям, причем судьбу их лично решал своей властью шеф гестапо полковник Кристман, который и давал приказы о физическом уничтожении арестованных.



Вскоре после освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков в Комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников стали поступать материалы о том, что в период оккупации города Краснодара и Краснодарского края германское командование и гестаповцы в лице командующего 17-й немецко-фашистской армии генерал-полковника Руофа, начальника карательных органов в городе Краснодаре полковника Кристмана и его заместителя и начальника тюрьмы гестапо... совместно с предателями: Тищенко В. П., Пушкаревым Н. С., Речкаловым И. А., Мисаном Г. Н. и Ластовина М. П., зверски истребили посредством отравляющих газов — окиси углерода — свыше 6700 человек советских граждан, том числе женщин, стариков и детей, находившихся на излечении в больницах, диспансерах г. Краснодара, а также арестованных, содержащихся в тюрьме гестапо.



Каратели позируют для памятного фото

Из материалов Нюренбергского процесса: «Душегубки» представляли собой крытые 5—7-тонные грузовики серого цвета с дизельмотором. Эти машины были обиты внутри оцинкованным железом и снабжены в задней части кузова двухстворчатой, герметически закрывающейся дверью. В полу кузова находилась решетка, под которой проходила труба с отверстиями, соединявшаяся с выхлопной трубой мотора. Отработанные газы дизельмотора, содержавшие окись углерода высокой концентрации, поступали в кузов машины, вызывая быстрое отравление и смерть от удушения помещенных внутри людей. По нескольку раз в неделю, а в январе месяце, перед отступлением немцев из Краснодара, по 2—3 раза в день «душегубки» загружались арестованными из подвалов здания гестапо, помещавшегося на улице Орджоникидзе, 61. Погрузкой обычно руководил заместитель шефа гестапо, он же начальник гестаповской тюрьмы, капитан Раббе. Перед этим арестованные раздевались, а затем по 60—80 человек загружались в «душегубку», дверь которой герметически закрывалась, и машина, простояв несколько минут с включенным мотором, направлялась к противотанковому рву, расположенному за заводом измерительных приборов. «Душегубку» обычно сопровождал конвой полицейских из «зондер-команды СС-10-а». В противотанковом рву производилась выгрузка и беспорядочное закапывание людей, которые были уже умерщвлены газами в пути следования машины. В машину обычно загружались мужчины, женщины и дети совместно».

В «душегубках» и гестапо истреблялись не только арестованные, но и лица, случайно схваченные на улицах при массовых облавах. Краснодарцы до сих пор несут игрушки и цветы на могилы девочек и женщин, сожжённых в местном гестапо при отходе немцев. Всего фашисты в огне пожара уничтожили более 300 жителей города.


В 13 пунктах Краснодара после освобождения были разрыты ямы с закопанными в них трупами жертв немецко-фашистских палачей и была произведена судебно-медицинская экспертиза. Из огромного количества обнаруженных в этих местах трупов были подвергнуты судебно-медицинскому исследованию 623 трупа, из них 85 трупов детей, 256 трупов женщин и 282 трупа мужчин, в том числе 198 трупов стариков.

Исследованием одного участка установлено, что площадь рва длиной 116 м, шириной 7 м и глубиной 3 м заполнена беспорядочно лежащими трупами общим числом 7 тысяч человек. Большинство погибших - жертвы душегубок, но часть - убиты выстрелом в голову. Вещи, найденные рядом с убитыми, свидетельствуют о том, что жертвы, попавшие в яму, захвачены внезапно на улицах.



Здание бывшего гестапо на улице Орджоникидзе

Писатель Алексей Толстой отмечал: "Я верю, что еще немало людей, живущих вдали от войны, с трудом и даже с недоверием представляют себе противотанковые рвы, где под насыпанной землей - на полметра в глубину, на сто метров протяжением - лежат почтенные граждане, старухи, профессора, красноармейцы вместе с костылями, школьники, молодые девушки, женщины, прижимающие истлевшими руками младенцев, у которых медицинская экспертиза обнаружила во рту землю, так как они были закопаны живыми".

Возмездие


Члены зондеркоманды, орудовавшей в Краснодаре, на судебном процессе

Это действительно страшно. Поэтому на суде, перед которым в июле 1943 года в Краснодаре предстали пособники палачей советских граждан во время оккупации, предателям не было снисхождения. Они обвинялись в измене Родине и участии в казнях советских людей -в тягчайших уголовных преступлениях. Было доказано, что они участвовали в облавах и арестах, истязаниях, расстрелах, обслуживали душегубки. Восьмерых подсудимых Военный трибунал приговорил к смертной казни через повешение. Трое были осуждены к ссылке на каторжные работы на 20-летний срок. Приговор был приведён в исполнение 18 июля на городской площади Краснодара в присутствии почти 50 тыс. человек. В последующем в Краснодаре состоялся еще ряд процессов над фашистскими приспешниками.



Шеф «Зондеркоманды СС-10-а», действующей в Краснодаре», Курт Кристман так и не попал в руки советского правосудия. После окончания войны ему удалось скрыться и уехать в Аргентину. Только в 1979 г. он был арестован полицией в Мюнхене по обвинению в участии в убийстве 105 человек в районе Краснодара в 1942-43 гг. В ходе судебного процесса, который проходил в Мюнхене, было доказано, что Кристманн использовал газовые грузовики в Краснодаре. На процессе в качестве доказательств были также использованы и материалы суда, который проходил в Краснодаре с 14 по 17 июля 1943 года. 19 декабря 1980 г. мюнхенский суд признал Кристмана виновным и приговорил к 10 годам тюремного заключения Он умер 4 апреля 1987 года.

25 июля 2022 года Краснодарский краевой суд утвердил заявление прокуратуры о признании геноцидом зверства нацистов и их пособников на территории Кубани в годы Великой Отечественной войны.



До сих пор невозможно установить имена всех погибших в годы оккупации жителей Краснодара. Забыты, закаты в асфальт или заросли бурьяном места массовых захоронений умерщвленных фашистами краснодарцев. На Всесвятском кладбище даже в год 80-летнего юбилея освобождения Краснодара можно встретить множество разрушенных и заброшенных могил участников Великой Отечественной войны…

Но память людская все равно жива! Люди знают, кому они обязаны свободой и мирной жизнью, а кому – истязаниями, убийствами, смертью десятков тысяч краснодарцев.

И в этой памяти залог того, что подобные преступления не должны повториться.



Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема:
Новости краснодараистория кубанивеликая отечественная войнаоккупациязверства фашистовосвобождение
0
0