Краснодар Пятница, 04 апреля

«Спасибо партии родной»: как на Кубани при советской власти боролись с Пасхой

Ровно 75 лет назад, 3 апреля 1930 года, на Кубани было объявлено о начале одного из многочисленных антирелигиозных мероприятий того времени. Сегодня, менее чем за три недели до Пасхи, «Блокнот Краснодара» рассказывает о некоторых моментах антинародной политики советской власти, направленной не только против церкви, но и против веры, традиций и привычного уклада жизни народа.

Ни царя, ни веры…

Православная вера всегда имела особое значение для кубанского казачества, занимала в его истории особое место. Вера была не только частью традиций, культуры, ценностей казаков, но и неотъемлемой частью их жизни, фундаментом, духовным стержнем, на котором строилась их судьба. Всем известно знаменитое: «За веру, царя и Отечество».


И неслучайно, кроме всего прочего, советская власть уже в 20-30-е годы прошлого века поставила перед собой цель казачество от православной веры оторвать. О том, какими способами осуществлялась эта иезуитская деятельность, можно говорить много: здесь и конфискация церковных ценностей, и закрытие и снос культовых сооружений, и физическое уничтожение священнослужителей. При этом были и другие способы борьбы с религиозными верованиями, может – не такие кровавые и ужасные, как перечисленные, но тоже изощренные по своей антинародной сути и методам проведения, напоминающим репрессии.

Одним из таких методов у советской власти была борьба против религиозных обычаев и праздников. Таких, как Пасха. Именно 3 апреля 1930 года секретарём окружного комитета ВКП(б) был утверждён план проведения в столице Кубани антипасхальной кампании.

Мероприятие состояло из трёх этапов (периодов) - «подготовительного», «ударного» и «заключительного». В ударный период, например, предусматривались «массовые демонстрации, карнавалы, митинги», а также доклады, противопоставляющие Пасху празднику 1 Мая.

От частушек и раздачи спецпайков до Аллы Пугачевой

А вообще борьба с Пасхой началась на Кубани еще раньше и велась целенаправленно и последовательно. Особенно нападки на религиозные праздники усиливались, когда Пасха и Первомай совпадали по календарю. Одно из таких первых совпадений выпало на 1 мая 1921 года. Новая власть Кубани постаралась привлечь граждан к участию именно в пролетарском празднике: военным парадом на Крепостной площади, демонстрациями, митингами, народными гуляньями, театрализованными представления и раздачей спецпайков, куда входили дефицитные постное масло, сахар, табак.


Пасхальные открытки начала 20-го века. Фото: музей им. Фелицына

Причем в 20-е годы атеисты в противостоянии с верующими и Пасхой даже кое-какой креатив применяли. Например, весной 1928 года газета «Пионерская правда» писала» Близятся пасхальные каникулы. Они не должны застать нас врасплох. Мы должны добиться того, чтобы ни один школьник не пошел в церковь, ни один пионер не участвовал в религиозных торжествах. В эти дни отдыха пионерские и школьные клубы должны быть особенно уютными, игры интересными, прогулки веселыми». То есть своеобразную конкурентную борьбу за молодежь предлагали вести.

Частушки всякие злободневные сочиняли. Типа:

Праздник пасхи наступает,

Пионеры выступают

(без торжественных речей)

Против пасох, куличей,

Против крашеных яиц

И пасхальных пьяных лиц.

Не считалось зазорным вдруг причислить Пасху к капиталистическим праздникам «буржуев и эксплуататоров». И связать с ней пьянство, обжорство и прогулы. Накануне Пасхи 1926-го Кубанским окружным комитетом ВКП(б) специально подчеркивалось, что во всех выступлениях и первомайских докладах необходимо провести различие между Пасхой и 1 Мая: «…главная задача, стоящая перед женотделом в пасхальную неделю, — отвлечь широкие массы женщин от перспектив старого быта: посещения гостей, пьянки, христосования, отвлечь их от церкви».


Крестный ход в Ильинском храме в 80-е годы 

Тогда же стали устраивать «Комсомольские пасхи» - организовывали всякие шествия, клубные вечера с концертами и танцами, выставки и диспуты. Между прочим. Почти такую же практику пытались использовать и в конце 70-х годов – в то время у молодежи стало модным принимать участие в ночных Крестных ходах на Пасху. Чтобы этого не допустить, по ТВ поздним вечером запускали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» или концерт Аллы Пугачевой.

Нам Пасху не надо – работу давай!

Но в тридцатые годы от креатива и конкуренции перешли к прямым запретам. Вовсю и повсеместно практиковалась отмена традиционного воскресного выходного: его переносили на четверг, а в светлое Воскресение Господне делали полноценный рабочий день. Какой уж тут праздник?!

Точно такую же «проверенную» тактику борьбы с Пасхой попытались применить в начале 70-х годов прошлого века. Жители Краснодарского края, как и всего тогдашнего Советского Союза, наверное, помнят, что в 1973 году Пасха выпала на воскресенье 29 апреля. Потом должен был быть один рабочий день, а затем два дня праздников - 1 и 2 мая. Руководство страны приняло «мудрое» решение: выходной день с субботы 28 апреля был перенесён на понедельник 30 апреля, воскресенье 29 апреля (Пасха) был объявлен рабочим днём. Для компенсации выходного дня предоставлялся один дополнительный день отдыха, присоединяемый к очередному отпуску.

На такого святотатство со стороны власти по отношению к Пасхе последовало народное творчество:

Спасибо партии родной

За доброту и ласку:

Отобрали выходной,

Отменили Пасху.

(Вместо «отменили» там часто использовалось более ёмкое выражение – на «об…» начинается).


По сообщениям СМИ, пасхальные богослужения в 2024 году прошли в 57 храмах Краснодара.

Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
Новости краснодара. история краснодарского краяправославиеказачествопасха
0
0