Краснодар Пятница, 19 апреля
Общество, 22.02.2023 07:30

«Прекратите, она в положении, не смейте!» заслуженная артистка Кубани Мария Грачева о театре, жизни и трудностях актерской профессии

Заслуженная артистка Кубани, мама двоих детей, красивая и талантливая женщина - все это об актрисе Краснодарского академического театра драмы им. Горького Марии Грачевой. 22 февраля она рассказала о том, почему актерская профессия это не только праздник и аплодисменты, какие отношения царят в театральной среде, из-за чего могут поспорить артисты, как она однажды испугала врача своей игрой и какие нестандартные ситуации происходили с ней в жизни и на сцене. Читайте в нашем интервью.




  - Мария Викторовна, вы полностью посвятили свою жизнь театру и работаете на сцене уже больше 25 лет. Возникали ли за эти годы сомнения о правильности выбранного пути?

- В 2013 году я уходила из театра из-за травмы, которую получила на репетиции, и некоторое время не могла вернуться. Было тяжело психологически. Но в 2015 году к нам приехал режиссер Зураб Нанобашвили, он ставил у нас «Дом Бернарды Альбы», и уговорил меня вернуться на сцену. Но это была уже другая Грачева. Как, например, в роли Кабато в «Хануме», - вспоминает Мария Викторовна.

- Чем вас в свое время так зацепила актерская профессия? Насколько нам известно, ваш первый дебют состоялся в 6 лет, когда родители подруги пригласили вас поучаствовать в спектакле? Что так повлияло на вас в театре, что вы решили связать с ним свою жизнь?

- Я всегда дома устраивала какие-то спектакли, концерты. Но я не думала в детстве, что свяжу свою жизнь с театром, я тогда еще не понимала этого. Позже, когда училась в училище и участвовала в самодеятельности, мне это очень нравилось. Я отработала два года в школе – это была обязательная программа после училища - и точно так же с учителями устраивала всевозможные концерты, спектакли, - вспоминает Мария Грачева.



Мария Грачева вспоминает свои первые шаги в актерской профессии


- Как вам удалось пройти отбор в Краснодарский театр драмы, учитывая, что вы попали туда в тот момент, когда набирали актеров-юношей? Расскажите об этом экспериментальном курсе?

- Потом мне уже сказали, что я сразила тем, что села за инструмент, попросила сигарету в зале, закурила и стала петь как Фаина Раневская. Видимо, этим, не знаю, - улыбается заслуженная артистка Кубани. - Их набирали еще за год до моего поступления. А, когда пришла я, набирали экспериментальный театральный курс государственного образца при театре драмы. К нам ходили педагоги из университета культуры, так что я получила полноценное образование по специальности «Актер театра и кино». А основные дисциплины – вокал, мастерство сценического движения, хореографию - нам преподавали наши актеры.

- Было что-то в обучении, что вызывало особые трудности? Что-то, что никак не давалось?

- На первых этапах абсолютно все было сложным для меня, потому что ребята уже отучились год, они понимали азы профессии. Они знали значительно больше. И первый спектакль, в котором нужно было разговаривать, его ставил Владимир Рогульченко, мы довольно плохо говорили. Не то, чтобы мы «гэкали», но все равно говор был. Поэтому режиссер даже попросил перевести текст на французский, и мы говорили на нем. Он сказал: «Все равно никто ничего не поймет», - улыбается актриса.



"Актер должен быть думающим, видящим и слышащим"


- У вас за плечами большой театральный опыт и сейчас вы уже сама заведуете актерской труппой. Вы строгий руководитель? Можете назвать какие-то характерные особенности, свойственные современным артистам? Есть ли что-то, в чем они хуже или лучше вашего поколения?

- Я разная. Тут и кнут, и пряник. Если кто-то где-то нашкодил, я обязательно сделаю замечание. Если это повторяется я уже публично сделаю это замечание. Например, если актер постоянно опаздывает и 30 коллег каждый день ждут его по 15 минут. Сначала это просто замечание, потом это замечание в присутствии актеров, потом я выкладываю это в нашу группу завтруппы и об этом узнает вся труппа. Но такое было на моей практике всего два раза, - признается Мария Викторовна. - Наши поколения нельзя сравнивать. Когда мы подрастали и пришли в театр, не было компьютеров, мобильных телефонов, других гаджетов. Они в этом отношении более продвинуты, а нам все больше надо бумажечки. Если читать книгу, то настоящую, где нужно переворачивать странички. А они разные. Они очень шебутные, у них потрясающее чувство юмора, они умеют смеяться не только над другими, но и над собой, они не злые. Готовы учиться профессии, радуются и восхищаются, если у кого-то что-то получилось. И все это очень искренне. У нас нет закулисных «монстров», их просто нет. Делить нечего. У нас есть старшее поколение, которое может подсказать, чему-то научить или дать маленькую подсказку, совет, и молодежь будет думать: «Как же это я раньше не догадался?». У нас все друг друга поздравляют с днями рождения, готовят какие-то сюрпризы. Театр, труппа – это семья. У каждого есть своя театральная «мама», у каждого есть свои театральные «дети».

- Что вообще самое главное для профессии актера?

- Зритель видит праздник. Но это очень тяжелая работа и серьезный труд. Актер должен быть думающим, видящим и слышащим. Он должен уметь делать разбор роли самостоятельно, задавать грамотные вопросы режиссеру. Сколько бы лет ты не проработал в театре, перед выходом на сцену всегда присутствует волнение. Ты ведь идешь к зрителю, ты не знаешь, как все пройдет. Конечно, это не такое волнение, что сердце выскакивает, как в первый раз, но оно все равно никуда не девается. Но это и хорошо. Все должно трепетать внутри, а иначе сердце будто мертвое, иначе ты такого наиграешь, наврешь, а зритель чувствует фальшь, - признается актриса.



Фото: сайт Краснодарского театра драмы


- Как проходит подготовка к новому спектаклю, работа над ролью?

- Всем кажется, что мы выходим на сцену и просто начинаем играть. Нет. Сначала выбирается пьеса, идет распределение ролей, подбор актеров. Иногда даже среди труппы бывает кастинг. И потом начинается застольный период, в котором мы читаем, разбираем, режиссер ставит задачи, мы пробуем их выполнять. И только после того, когда мы все уже знаем, или, как говорит режиссер, когда «уже не терпится встать из-за стола», мы переходим на сцену репетировать, - рассказывает Мария Грачева. – Распечатанный текст всегда весь почеркан. Отсюда перенос сюда, всевозможные ремарки. Но корректируем всегда карандашом, потому что мы сначала сократили что-то или добавили, потом на следующей репетиции читаем и понимаем, что надо это вернуть или убрать. Приходим домой, снова читаем. Если что-то непонятно, записываем тут же, на следующий день на репетиции задаем вопросы режиссеру. С запоминанием текста особых проблем нет. Когда у нас застольный период, мы его вообще не учим. А уже когда «пойдем ногами» (репетиция на сцене), текст очень легко запоминается по мизансценам. Ты знаешь, что куда-то идешь с каким-то действием, и отсюда рождается текст, и его не надо заучивать. Это психофизика. Так и работаем. Много копаемся, потому что не сразу можно отыскать ту самую «изюминку» роли, ты можешь понять ее только к десятому спектаклю.



Фото: сайт Краснодарского театра драмы


- А как у актеров строится взаимодействие с режиссером?

- Когда тебе что-то непонятно, режиссер все разжует, подскажет, донесет. Сейчас, например, у нас идет подготовка к спектаклю «Месяц в деревне». Режиссер Даниил Безносов настолько убедителен и заразителен, что, даже если ты чего-то не понимаешь, ты переспрашиваешь, и идешь дальше. Он так показывает, будто сам играет за всех персонажей. Он органичен, очень позитивный и заражает других этим позитивом. С ним хочется все больше и больше разбираться во всем. Не всегда это бывает, надо сказать. Не всегда находится контакт с режиссером, и тогда ты просто выполняешь свою работу, потому что ты профессионал. Но такого внутреннего удовлетворения не происходит. А в данной ситуации наоборот. У нас очень хороший тон на репетиции. Он меня слышит, как актрису. И, когда я чего-то не понимаю, он говорит: «Это не вы не понимаете, это я плохо объясняю». Не каждый режиссер может такое сказать. Его шутки, теплые слова наполняют атмосферу любовью и творчеством, - говорит с улыбкой Мария Грачева.

- Вы сама очень яркая и разноплановая артистка, которая может сыграть практически любого персонажа. Но все же есть ли какие-то роли, типажи, характеры, которые вы играете или хотели бы сыграть с бОльшим удовольствием?

- «Роли мечты» у меня просто нет. Я вообще очень люблю играть второстепенные роли, эпизодические. Потому что в них можно больше, как мне кажется, раскрыться. Например, в «Собачьем сердце» у меня два эпизода и оба совершенно разные. А вообще все начинается с массовых сцен, когда ты молчишь, и тебя выделяют из массовки. Значит, есть в тебе что-то такое, что за тобой интересно наблюдать. Я рада любым ролям. Я бы сказала, что не так радуешься роли, сколько встрече с профессиональным режиссером. Вот это мечта всех актеров. Это происходит не со всеми, но об этом мечтают все. Это очень важно, - считает краснодарская актриса.



Фойе театра


- Кто будет играть ту или иную роль, решает режиссер. Может ли актер отказаться от предложенной роли или попросить дать ему другую? Существуют ли здесь между актерами какие-то обиды?

- Никаких обид по поводу распределения ролей никогда не бывает. Никто не обижается друг на друга, потому что не актеры распределяют роли, это делает режиссер. Есть другие случаи: если тебя не заняли, ты можешь подать творческую заявку. То есть, сидеть слушателем на репетиции и, если режиссер позволит, можно проявить себя в каком-нибудь отрывке. И, возможно, тебя включат в приказ, - рассказывает актриса театра. - Отказ от роли или замена на другую у нас не практикуется. Актер может отказаться только в одном случае, когда у него сложные семейные обстоятельства или болезнь. Недавно был случай, когда актер получил травму, а через день спектакль. И в этот же день на эту роль поставили актера, играющего другого персонажа. А однажды, когда у человека, играющего главную роль, возникла проблема с рукой, мы заменили спектакль. А в остальном у нас в театре все как-то гладко. Нам нечего делить. У нас у каждого, что называется, своя полка в этом шкафу, который называется театр. И, если бывают ссоры, то они только на творческую тему, когда мы не соглашаемся друг с другом, как надо играть. «Нет, это не так. Потому что здесь вот так. Да не это важно». Только на этой почве. Мы очень дружны. Например, кто-то у нас кофе делает вкусно, и ты говоришь: «Жень, сделай кофе, голова болит». – «Сейчас принесу». Или, например, кто-то ест, а кто-то голодный мимо проходит и говорит: «Ой, как вкусно пахнет пельмешками». Сразу: «Иди сюда, бери». Это норма вещей.



Репетиция спектакля


- Есть ли какая-то роль, которая вам не давалась? Работа над которой была особенно сложной?

- У меня две такие роли. Первая – это роль Жанны в постановке «Жаворонок, или исповедь Жанны Д’Арк» Жана Ануя. Это был физически очень сложный спектакль. Там было бревно, которое трансформировалось и крутилось. И надо было прыгать, запрыгивать, ходить по нему. И это была моя первая большая роль, когда я со сцены не уходила 1 час 40 минут. И вторая - роль Розалины в пьесе «Чума на оба ваши дома». Когда я начала репетировать, узнала, что в положении. А там надо было кувыркаться, кататься. Врач, которая потом принимала мою дочь, она смотрела этот спектакль и, когда видела, как меня толкают, пихают, хотела, по ее словам, встать и крикнуть: «Прекратите, она в положении, не смейте!», - смеется заслуженная артистка Кубани.



У актеров в запасе много забавных воспоминаний со спектаклей


- Сейчас вы участвуете в репетиции спектакля «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева. Образ Натальи Петровны Ислаевой вам чем-то близок? Какой видите ее именно вы?

- Нельзя сказать, что это отрицательный или положительный персонаж. Она разная. Она женщина. Женщина, которая понимает, что у нее уходит молодость, а ей очень хочется быть молодой, веселой и живой. Она и капризная, и вздорная, она и сильная, и нежная, она и женщина-ребенок. Она разная. Тем и хорош этот образ, что он многогранен. Там не надо играть одну прямую линию. Я с ней пока еще только знакомлюсь, я ее пока «нащупываю», - признается Мария Викторовна.



На сцене царит особая атмосфера во время репетиции


- Бывали какие-то забавные случаи на спектаклях?

- У меня есть любимый спектакль «Маскарад», я играю хозяйку бала, и в одной сцене я должна вскинуть веер вверх и сказать: «Не худо бы немного отдохнуть. Так жарко здесь, что я сейчас растаю». И каждый раз я взбрасываю веер вверх и смотрю на своих коллег, которые шепчут: «Не худо», «Не худо», - смеется профессиональная актриса. - Просто какое-то заколдованное место. Постоянно выпадает из памяти это первое слово. Потому что сейчас в жизни мы так не разговариваем.

- Помогает ли актерская профессия в жизни или наоборот мешает? Были ли какие-то интересные случаи?

- Это иногда помогает в каких-то конфликтных ситуациях, например, в разных организациях - ты тут прикладываешь все свое обаяние, очарования, все, что только можно. Один раз был случай, когда после спектакля я ехала в троллейбусе, девочка подошла ко мне с троллейбусным билетом и попросила дать автограф. Такое было. Но я так стесняюсь этого. Или, когда я ехала в маршрутке, и девушка наклонилась ко мне словами: «Простите, я не могу вам не сказать… Вы же Грачева? Я видела с вами «Жаворонка». Вы потрясающая актриса!» Я попросила водителя остановиться, чтобы выйти. Ну, это же все слышат, это так неловко. Все равно, что выйти на площадь, где тебя будут хвалить, а все будут с открытыми ртами стоять и думать: «Что это такое? Что происходит?». А еще мои дети очень любили, когда я им читала, потому что это все было в образах, ролях, в красках. У нас были такие вечера, - вспоминает женщина.

- Как вы все успеваете, как мама, актриса, руководитель? Пришлось ли в жизни чем-то пожертвовать ради профессии?

- Ну, вот видите – здесь меня красят, тут же я даю интервью, - говорит Мария Грачева, сидя в кресле перед гримером, готовясь к вечернему спектаклю и одновременно общаясь с журналистами «Блокнота Краснодара». - Вот как-то так все и происходит. Ничем жертвовать не пришлось. Я даже успела родить двоих детей, причем это было в межсезонье. Я никогда не сидела в декрете и даже не знаю, что это такое. Сейчас они уже взрослые. Сын служит в театре и учится в Ярославском театральном училище, ему 26 лет, дочери – 19, она учится в Ростове на психолога. И сейчас я особенно не обременена. А до этого бабушки помогали, детский сад, школа. Я не знаю, они какие-то самостоятельные у меня. В театр их брала, естественно. А так, главное правильно распределять время и приоритеты в жизни. И тогда можно успеть все – и замуж выйти, и детей родить, и воспитать, и получать интереснейшие роли, и быть в хороших отношениях с коллегами. Просто, наверное, надо любить не себя в этой жизни, а жизнь в тебе. Чтобы она бурлила, кипела, и ты мог дарить много добра. Тогда тебе оно прилетит в ответ.



Мария Викторовна успевает все - и готовиться к спектаклю, и давать интервью


- Вы не были против выбора сына? Часто родители-актеры не хотят, чтобы их дети выбирали этот путь?

- Сперва я была не очень довольно его выбором в профессии, потому что видела, что Ванюша никак к этому не подготовлен – ни морально, ни творчески. Но вот просто «хочу» и все. А то, что к этому нужно приложить очень большое усилие… Но, когда я увидела, что он стал читать, заниматься, я сказала «С Богом!», я только «за». Считаю, что это очень хорошая профессия, - поделилась артистка театра драмы. – А вот, например, мою дочь никогда не привлекала сцена, она всегда хотела стать психологом. Это совсем другой темперамент – человек замкнутый, скрытный, который малоэмоционален. Человек, который не может передать эмоцию зрителю, вряд ли сможет стать актером. Не все это умеют. Она выбрала другой путь.

Во время интервью Мария Грачева познакомила журналистов с закулисьем театра. Встретила она съемочную группу в гримерке. Из-за напряженного графика артистке трудно найти достаточно свободного времени, поэтому на часть вопросов она отвечала, сидя в кресле перед гримером. Совсем скоро ей нужно было отыгрывать спектакль.
Увидели журналисты и один из сценических костюмов Марии Викторовны. Строгий черный костюм, дополненный массивной цепью на шею – именно так, по задумке режиссера, должен выглядеть Эскал, князь веронский из спектакля «Ромео и Джульетта». Стоит отметить, что множество классических произведений ставятся в современных постановках как бы вне времени. Актеры могут играть в современных костюмах или же современные одеяния могут «соседствовать» с историческими.



Костюм Эскала, князя веронского


Как отметила заслуженная артистка Кубани, актерская профессия – это не только праздник, но и большой труд. И связан он не только с работой над ролью, но и с ведением различной отчетности. У Марии Грачевой в театре есть своя рабочая зона, где она работает с компьютером, с баллами и журналами. Есть такое понятие как коэффициент трудового участия (КТО). Каждая роль в спектакле имеет определенную значимость и, в соответствии с этим, получает определенный балл. Например, главная роль – это 9, 10, 11 баллов, эпизод – 3 балла, массовые сцены – 1-3 балла. Режиссер их выставляет, а Мария Викторовна заносит в журнал. От этих баллов зависит оплата актеру. Здесь же, в кабинете, пишется расписание.



Стена рабочего кабинета Марии Грачевой


Проходя вместе с Марией Грачевой по коридорам и лестницам театра, журналисты смогли увидеть часть репетиции спектакля «Алые паруса». Молодые актеры репетировали танец под зажигательную современную музыку и были очень увлечены этим процессом. На какое-то время останавливались, обсуждали, где и что было не так, после чего вновь принимались за работу.

За кулисами царила совершенно особенная атмосфера. Здесь можно увидеть множество декораций и всевозможных предметов, используемых в разных спектаклях. И все вместе они создают какой-то особый мир, наполненный творчеством и вдохновением.



"Каждая премьера – это доказательство твоего профессионализма и мастерства"


Актриса с более чем 25-летним стажем работы в театре показала старые афиши, на которых она изображена в той или иной роли, и которые сейчас украшают фойе. Там же можно увидеть и программки спектаклей, и дипломы с различных фестивалей. Обо всем этом женщина рассказывала с большой увлеченностью, как человек, который искренне любит свою профессию и отдает ей всего себя.

- Что бы вы сказали тем молодым людям, которые хотят связать свою жизнь с актерской профессией? О чем им стоит знать, прежде чем, сделать свой выбор?

- Это неимоверный труд. Это безумно тяжело. Если, конечно, ты хочешь стать хорошим актером. И этот труд не заканчивается всю жизнь. Потому что каждая премьера, каждая работа – это доказательство твоего профессионализма и мастерства. Хороший актер – это трудоголик, - ответила Мария Грачева. - И я желаю нашей молодежи стать такими, по-доброму, трудоголиками. И тогда у них все будет получаться.


Ранее журналисты "Блокнота Краснодара" побывали на съемочной площадке сериала для федерального телеканала. Режиссер, актеры и члены съемочной группы рассказали, почему выбрали для этого Краснодар и что ждет зрителей на экранах.




Елена Бутова

Видео и фото: Сергей Трубин



Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  Лица города Краснодара  
новостикраснодартеатрдрамтеатртеатр драмы имени горькогокультурамария грачевазаслуженная артистка кубаниактрисасценаспектакльпостановказа кулисамирепетициярежиссерданиил безносовромео и джульеттасобачье сердцеханумаме
1
1