Родился в Краснодарском крае и был в числе первых Героев СССР: 23 марта исполняется 115 лет со дня рождения Анатолия Ляпидевского
Фото: bgvesti.ru
Читайте также:
- «Единая Россия» исключила депутата гордумы Краснодара Алексея Бердникова из партии за дискредитацию (23.03.2023 10:49)
- В Краснодарском крае население перекрыло дорогу к мусорному полигону (23.03.2023 10:24)
- В Краснодаре объявили "войну" музыкантам в трамваях (23.03.2023 10:19)
- Бастрыкин взял на контроль дело по массовому отъёму дач краснодарцев под строительство особняков (23.03.2023 10:06)
- Поставщик бывших губернаторов и мэров: что предлагает старейший университет Краснодара КубГТУ (22.03.2023 22:42)
Сегодня, 23 марта. Исполняется 115 лет со дня рождения Анатолия Васильевича Ляпидевского, генерал-майора авиации, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», одного из первых Героев Советского Союза, уроженца с. Белая Глина Краснодарского края.
Анатолий Ляпидевский родился 23(10) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске Кубанской области. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.
С детства хотел стать моряком, но не получилось. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году — Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем — лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков.
С 1933 года оказался в запасе. Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского Воздушного флота. Именно в это время Анатолий Ляпидевский совершил, возможно, свой главный подвиг.
Третьего августа 1933 г. начался знаменитый переход из Мурманска во Владивосток парохода «Челюскин». Целью похода была доставка продовольствия и других грузов на остров Врангеля. Также в ходе экспедиции планировалось отработать маршрут по Северному морскому пути и доказать его пригодность для доставки грузов на Дальний Восток обычными судами.
Руководитель экспедиции Отто Шмидт, тщательно всё спланировав и подготовив, был уверен в успехе. Однако в сентябре в Чукотском море многометровые льды полностью заблокировали судно. Начался 5-месячный дрейф «Челюскина» в условиях жесточайшей арктической зимы. 13 февраля 1934-го льды раздавили корпус корабля. Людям удалось эвакуироваться, выгрузив аварийный запас продовольствия и горючего. На льду оказались 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей. До берега было 130 километров.
К операции по спасению привлекли лучших полярных летчиков. При этом она проходила в тяжелейших условиях – связи, навигационных карт и приборов практически не было, туманы и снегопады снижали видимость до минимума, температура воздуха доходила до минус 40 градусов, ледовая площадка для посадки самолетов, которую удалось создать челюскинцам, оказалась маленькой и неровной.
Найти полярников после 29 неудачных попыток удалось экипажу самолета АНТ-4 под командованием Анатолия Ляпидевского. Сразу же ему удалось вывезти с льдины десять женщин и двух девочек.
Следующие самолеты из-за погодных условий смогли прилететь только через месяц. Всех доставить на большую землю удалось к 13 апреля 1934 г. Для этого более 20 рейсов совершили экипажи Анатолия Ляпидевского, Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнева. Их первыми в истории страны удостоили звания Героев Советского Союза. 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», Анатолию Ляпидевскому была вручена медаль № 1.
После этого активная деятельность Анатолия Ляпидевского на благо Родины не закончилась. С 1935 года он вновь в рядах армии. Участник Великой Отечественной войны: с мая по сентябрь 1942 года — начальник 4 отдела НИИ ВВС, с сентября 1942 по сентябрь 1943 — заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт). С 1943 года — вновь директор авиационного завода.
После окончания войны работал главным контролёром Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности. С 1949 по 1954 гг. — директор завода № 25 МАП. С 1954 по 1961 гг. — первый заместитель начальника КБ-25 и директор опытного завода № 25 МСМ (ныне Всероссийский НИИ автоматики им. Н. Л. Духова). В 1962—1983 гг. работал ведущим конструктором, заместителем главного инженера ОКБ А. И. Микояна.
Награжден медалью «Золотая Звезда» № 1, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», многочисленными медалями.
На родине Анатолия Васильевича Ляпидевского в селе Белая Глина Краснодарского края в 1990 году ему установлен памятник.
Фото: https://bgvesti.ru/
Людмила Клубникина
Новости на Блoкнoт-Краснодар