«Минстрой пошел неправильным путем», – депутат Госдумы от Кубани Костенко о программе расселения из ветхого жилья
Фото: открытые источники
Читайте также:
- Власти Краснодара вновь покусились на земли бизнесменов (25.12.2019 08:14)
- Коммунистам Кубани за день до проведения итоговой пресс-конференции отказали в помещении (24.12.2019 20:20)
- Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев попал в ТОП глав регионов РФ по упоминаемости в соцмедиа (24.12.2019 08:10)
- Где живет, на чем ездит и сколько зарабатывает экс-мэр Краснодара и депутат Госдумы Владимир Евланов (18.12.2019 13:01)
Госдума 18 декабря приняла закон, призванный усовершенствовать механизм переселения людей из аварийного жилья в новое. Согласно законопроекту, который разработал Минстрой, у регионов появилась возможность самостоятельно определять нормы поддержки для населения, дома которых признали аварийными и нуждающиеся в расселении, выдавая дополнительные субсидии. Кроме того, документ не позволяет использовать освободившиеся участки под коммерческую застройку. Тем не менее, депутат ГД от Краснодарского края Наталья Костенко обращает внимание, что в законе нет никаких действительно новых механизмов, разработать которые просил в своем поручении президент, а принятый законопроект может ущемить права ряда граждан .
Депутат Госдумы от Краснодарского края, член партии «Единая Россия» Наталья Костенко напомнила, что изначально законопроект вносился по поручению президента Владимира Путина. Это делалось в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
В частности, законопроект должен был решать вопрос ветхого жилья, которое еще не попало в разряд аварийного. В изначальной версии законопроекта предлагалось разработать отдельную подпрограмму для такой категории жилья. То есть старая программа расселения должна была существенно расшириться и наметить способы возможного решения этих задач. Однако, впоследствии правительство отказалось от этой идеи.
В результате, отметила Наталья Костенко, законопроект вместо того, чтобы расширить механизмы, сократил их и даже уменьшил права граждан на возмещение.
Фото: соцсети
Минстрой предлагает выплачивать собственнику аварийного жилья некую компенсацию (возмещение), размер которой, судя по законопроекту, вряд ли позволит купить новую квартиру. И только собственники у кого аварийное жилье является единственным смогут рассчитывать на дополнительную помощь – денежную субсидию или субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов по ипотеке, – которая поможет им приобрести какой-то жилье.
Это подтвердил премьер-министр Дмитрий Медведев, уточнив, что поддержка может выражаться в субсидировании, покрытии части сумму при покупке нового жилья в ипотеку и так далее на выбор региона.
Но Костенко уточнила, что в аварийных домах живут люди не потому что им там нравится, а потому что у них нет возможности улучшить свои жилищные условия и вряд ли им в принципе банки одобрят ипотеку. Например, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и так далее.
До сегодняшнего дня людям компенсировалось жилье в привязке к рыночной стоимости жилья в данном населенном пункте. Но даже при этом большинство граждан предпочитало получить готовое жилье, а не деньги. А с учетом дефицита средств вряд ли регионы захотят строить жилье, скорее всего они предпочтут дать компенсацию и снять ответственность с себя за дальнейшую судьбу людей. Тем более, что в регионах начала складываться негативная практика в этом смысле — широкий резонанс получило расселение граждан в Татарстате, где людям заплатили по 11 тысяч рублей за квадратный метр при том, что реальная стоимость жилья составляла 35 тысяч рублей за квадратный метр.
Чтобы избежать таких перекосов в первом чтении Наталья Костенко вместе с соавторами внесла поправку в законопроект, согласно которой собственнику аварийного жилья предоставлялся выбор: либо воспользоваться компенсацией, либо получить жилье. Однако эта поправка была отклонена, несмотря на то, что она была закреплена Постановлением Госдумы как обязательная к внесению во втором чтении: в результате решение в этом вопросе будет приниматься по соглашению сторон.
Еще одним спорным моментом, который пытались исправить парламентарии, является то, что Минстрой предлагал тратить деньги на расселение аварийки, на строительство маневренного фонда с последующим переселением туда жителей аварийных домов на два года. Таким образом, люди вместо того, чтобы улучшать свои жилые условия, ухудшали бы их, так как норма по квадратуре на человека в таком жилье ниже.
Маневренное жилье вообще несет другие задачи – в основном используется при ЧС – и заселять туда людей на длительный срок без понятных перспектив на будущее недопустимо, считает Костенко.
Фото: пресс-служба мэрии
Есть опасность, что людей переселяют в маневренный фонд и выплатят им минимальную компенсацию, которую они проживают и в итоге остаются ни с чем. Либо же будут ждать компенсации все эти два года. Даже если люди будут ждать там, как убеждает Минстрой, новых квартир, которые за короткий срок не построишь, то у нас есть ситуации по опыту прошлых лет, когда строительство домов для переселенцев не закончено до сих пор.
Депутат настаивала ограничить срок нахождения до одного года и использовать этот механизм только в случаях угрозы обрушения аварийных домов.
– Я считаю, что Минстрой в целом пошел неправильным путем при формировании дополнительных механизмов расселения программы аварийного жилья. При обсуждении концепции законопроекта рассматривались разные варианты. Один из них – давать муниципалитетам деньги на создание специального жилого фонда, куда люди могли бы переселиться на основе социальной ренты. Где люди жили и платили бы за это, пока решался их жилищный вопрос. При этом этот фонд мог бы использоваться много лет и помогать регионам решать проблемы с обеспечением социальным жильем иные категории граждан, – считает депутат.
Она добавила, что подобная система действует в Европе. В России же проблемы возникают в том числе из-за того, что у муниципалитетов нет денег на строительство такого жилья.
Третья поправка, которую вносила Наталья Костенко, касалась ликвидации дифференцированного подхода к компенсациям за утраченное жилье. В законопроекте механизм такой компенсации прописан довольно спорно. Например, размер компенсации зависит от способа получения собственником жилья в собственность.
То есть, если человек получил аварийное жилье по наследству, то он может рассчитывать и на возмещение и на дополнительную субсидию. А если жилье перешло от тех же родственников на правах дарения или по решению суда (при разводе супругов или в качестве компенсации долга), то человек в данном случае может рассчитывать только на возмещение.
– Это безусловно может нарушить права граждан. При том, что мы до сих пор не понимаем как будет рассчитываться возмещение, потому что Минстрой не подготовил ко второму чтению соответствующее постановление правительства. Однако министр строительства Владимир Якушев на заседании Госдумы заявил, что такого постановления не будет. По его словам, все будет рассчитываться по старому принципу. Главное, чтобы не как в Татарстане. Госдума обозначила все эти риски при итоговом обсуждении законопроекта, но Минстрой настаивал на принятии закона, а министр ЖКХ взял на себя ответственность за реализацию закона. Госдума тоже не останется в стороне и намерена проследить за тем, как он будет работать. Реализация нового этапа расселения аварийного жилья требует серьезного общественного и парламентского контроля. Считаю, что в такой конфигурации может возникнуть много судебных споров в части защиты прав собственников. Поэтому мы будем держать ситуацию на постоянном контроле, – рассказала Костенко.
По словам Натальи Костенко, в Краснодарском крае, как и по всей стране, на новый этап программы расселения выделяется меньше средств. В регионе на реализацию программы, которая рассчитана на 2019-2025 годы, выделяется 2,6 млрд рублей, а не 7 млрд рублей как в предыдущий период. На эти средства будут, соответственно, расселены 53 тысячи кв/м вместо 139 тысяч кв/м.
Фото: dvnak.ru
Однако для регионов есть весомый плюс. Ранее финансирование программы осуществлялось по схеме 50 на 50. Сейчас фактически 90% объема программы финансируется из федерального бюджета.
– Сейчас в регионе сохраняются нормальные темпы реализации программы. Она реализуется в пяти муниципалитетах: Крымский, Тихорецкий районы, Кропоткин, Горячий Ключ и Краснодар. Хочу поехать в Кропоткин, посмотреть как там реализуется программа. Потому что в прошлый период в том же Кропоткине людей переселяли в дома, которые не были подключены к коммуникациям. Мне тогда приходилось вмешиваться в ситуацию. Сегодня по отчетам Кропоткин – лидер расселения и по темпам и по объемам. Посмотрим, что в реальности, – пояснила Наталья Костенко.
Первый этап расселения 2019-2020 годы предусматривает освоение 220 млн рублей. Программа выполнена на 91%. Большинство граждан по-прежнему предпочитают получать жилье (71 собственник), а не компенсации (16 человек).
Люди по большей части, считает депутат, берут вместо аварийного новое жилье, а возмещением воспользовались очень малый процент людей, потому что заложенных средств и сегодня не хватает на покупку нового жилья. Им в основном пользуются люди, которые хотят перебраться в другое место или у них есть еще одно жилье и они планируют улучшить его за счет компенсации.
Напомним, Наталья Костенко прокомментировала «Блокнот Краснодар» прошедшую 19 декабря пресс-конференцию президента Владимира Путина, на которой поднимались вопросы состояния домов для ветеранов в Сочи, а также скандала вокруг школы Щетинина, которая находится на грани закрытия.
Семен Серов
Новости на Блoкнoт-Краснодар