Краснодар Четверг, 21 ноября
Общество, 12.12.2023 17:25

Подорожание проезда, Яблоновский мост, вечные пробки и затопленные улицы: дороги и транспорт в Краснодаре в 2023 году

Строительство дорог и мостов, многокилометровые пробки, нехватка общественного транспорта и постоянные давки, отмена школьных автобусов и затопленные улицы, а также повышение стоимости проезда. Именно такие ассоциации возникают у многих жителей Краснодара, которые говорят о ситуации с дорогами и транспортом в городе. «Блокнот Краснодара» подводит итоги уходящего года в сфере транспорта и дорожного хозяйства.

 

Близится к своему завершению 2023-й год, и наступает время подведения определенных итогов. Ситуацию с дорогами и транспортом в Краснодаре однозначной не назовешь. Были значимые новшества, например, открытие Яблоновского моста, а что-то осталось неизменным или даже ухудшилось – взять те же бесконечные пробки. Но обо всем по порядку.


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВТОДОРОГИ

Дальний западный обход Краснодара

Окончание строительства Дальнего западного обхода Краснодара (ДЗОК) ждали, без преувеличения, большинство автомобилистов. Туристам новая дорога нужна для того, чтобы, минуя кубанскую столицу, быстрее попасть к Черному морю. А жители города, уставшие от бесконечных пробок, боялись ухудшения дорожной ситуации с началом курортного сезона и большим наплывом транзитных авто.

Дальний западный обход Краснодара — это скоростная автодорога протяженностью более 50 километров, по которой можно свободно проехать без светофоров и пробок. Она соединяет трассу М-4 «Дон» и автодорогу А-289 Краснодар — Темрюк. Строить объект начали в конце 2022 года, возведя 24 искусственных сооружения.

Уже весной этого года сообщалось, что ДЗОК будет сдан летом – на 6 месяцев раньше намеченного срока.

- Новый скоростной участок строится в обход хутора Копанской, станиц Нововеличковской и Новотитаровской с выездом на 1305 км трассы М-4 «Дон», - сообщали в "Автодоре".



Стройка ДЗОК. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края


Позже появилась информация о том, что открытие перенесли на май, но спустя какое-то время объявили, что долгожданное событие всё же произойдет в июне.

- Мы знаем, что трасса М-4 сегодня самая востребованная, – сообщил глава «Автодора» Вячеслав Петушенко на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным. – Даже в прошлом году, когда у нас изменились грузовые потоки в Российской Федерации, они перераспределились, и мы видим, что грузы восстанавливаться начали и, самое главное, мы видим, что увеличился трафик легковых автомобилей.

Долгожданное событие произошло 15 июня, когда президент России Владимир Путин официально открыл Дальний западный обход Краснодара в прямом эфире во время Петербургского международного экономического форума - 2023. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев тогда также находился на ПМЭФ-2023, возглавляя кубанскую делегацию.

В этот же день стала известна и стоимость проезда по ДЗОКу, которая зависит от вида транспортного средства. Меньше всего – 300 рублей будут платить водители мотоциклов и легковых авто. А вот для среднегабаритного транспорта, автобусов и грузовиков цена заметно выше и доходит до 900 рублей.

Данный проект был реализован по поручению президента России в рамках развития дальних автомобильных подходов к Крымскому мосту.

 

Новый Яблоновский мост



Яблоновский мост


Строительство нового Яблоновского моста, соединяющего Краснодар и соседнюю Адыгею, начали еще в конце 2019 года рядом со старым путепроводом, который по причине своего солидного возраста (около 70 лет) просто перестал справляться с возросшей нагрузкой в виде резко возросшего транспортного потока.

Новый 500-метровый 4-полосный мост с тротуарами для пешеходов и велодорожкой жители обоих регионов ждали с большим нетерпением, поскольку Тургеневский путепровод, куда хлынул большой поток машин, просто утонул в ежедневных пробках в сторону Краснодара.

Местные власти периодически отчитывались о степени готовности Яблоновского моста, анонсировали его открытие не один раз – сначала к концу 2022 года, а затем в июне 2023 года.

Долгожданное открытие произошло 17 июня, но только по двум полосам из четырех. И в первый же день на новом путепроводе образовались большие пробки.

На улицах Промышленной и Дорожной, ведущих к мосту из Адыгеи, образовались серьезные заторы из-за организации движения - водителям авто пришлось, снизив скорость, маневрировать между двумя потоками. Журналисты «Блокнота Краснодара», побывавшие на месте, услышали ряд не самых хороших отзывов о новом путепроводе.

Позже местные власти заявили, что в полном объеме движение по Яблоновскому мосту запустят к концу ноября. Ближе к завершению строительства журналисты пристально следили за ходом работ.

Приятно неожиданностью стал запуск движения по всем 4 полосам уже 1 ноября. Правда, пока это было сделано в тестовом режиме. Как позже пояснили в Минтрансе, в течение месяца будут проводиться подобные тестовые запуски, во время которых полосы будут то открывать, то снова закрывать.

Официальное же открытие, по данным Минтранса, готовят к 20 декабря.



Проблемой Яблоновского моста является узкий участок дороги на подъезде к нему


Однако, несмотря на то, что долгожданное событие состоялось, многие краснодарцы не спешат радоваться и полагают, что новый мост не решит проблему пробок из-за так называемого «бутылочного горлышка». Проблема заключается в том, что в районе пересечения федеральной автодороги, на которой и расположен путепровод, с железнодорожными путями на подъезде к нему со стороны Адыгеи дорога заметно сужается. При переходе с улицы Ленина на Дорожную 2 полосы сливаются в одну, что серьезно осложняет движение большого числа авто. Кроме того, в будущем планируется реконструкция Тургеневского моста, весь поток машин с которого тогда хлынет в Яблоновку, с большой долей вероятности, создав транспортный коллапс. Как решать эту проблему, власти Краснодарского края и Адыгеи до сих пор не определились. Отмечалось, что расширение данного участка невозможно без реконструкции железнодорожного путепровода.

Вопрос решается уже на уровне депутатов ЗСК и Госдумы.

 Зашла речь о строительстве автодорожной эстакады для увеличения пропускной способности трассы А-146 на этом участке, но никакой определенности на сегодняшний день нет. Быть может, и не так плохо, что реконструкцию Тургеневского моста пока откладывают из-за отсутствия необходимого финансирования, и автомобилисты могут пользоваться обоими мостами, чтобы не проводить время в многочасовых пробках.

 

Тургеневский мост



Тургеневский мост


Тургеневский мост между Краснодаром и Адыгеей в последние годы испытывает на себе большую нагрузку из-за выросшего числа автомобилей. Многокилометровая пробка перед путепроводом и на нем в сторону кубанской столицы – это уже постоянное явление. Затор уменьшается лишь глубокой ночью.

Но состояние моста оставляет желать лучшего. Ремонтные работы не проводились на нем уже очень давно.

Несмотря на то, что реконструкция уже действительно необходима, люди опасаются еще большего ухудшения дорожной ситуации в случае ее начала. Если Тургеневский мост перекроют полностью, то не останется ничего другого, как ехать через Яблоновский. Но узкий участок дороги перед въездом на него может спровоцировать многокилометровые заторы.

Но, судя по всему, ремонт путепровода пока откладывается. Замглавы города по вопросам строительства, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Архипов в интервью заявил, что работы обойдутся примерно в 600 млн рублей, а таких средств в бюджете города нет, да и субсидий пока на этот проект не предусмотрено. Представитель администрации заверил, что никакие работы на мосту начинать не будут, пока не запустят полностью движение по Яблоновскому. К этому вопросу планируют вернуться в 2024 году.



Состояние моста


Краснодарский политический эксперт Владимир Сухарев, хорошо знакомый с проблемой, отмечал, что ремонт будет не быстрый и не дешевый, но для проезда перекроют только половину путепровода, а по второй будет организован проезд в обе стороны.

Рассуждали эксперты и о возможности запуска трамваев по Тургеневскому мосту, чтобы улучшить транспортную ситуацию.  

Они сходятся во мнении, что задумка очень хорошая, но ее будет крайне сложно воплотить в жизнь. Для этого потребуется серьезная переделка путепровода, а также необходимо будет продумать, как в этом случае не создать проблем автомобилистам. Но на сегодняшний день данный вопрос на повестке дня вообще не стоит.

А к концу года стало известно, что Минтранс России взял Тургеневский мост под круглосуточную охрану.

Теперь за ним следят сотрудники Краснодарского филиала ведомственной охраны. В их задачи входит не допустить противоправных посягательств на важный объект.  

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Пробки

Ситуация с городскими дорогами продолжает оставаться напряженной. Одной из основных проблем Краснодара являются пробки, которые год от года становятся все больше из-за возросшего количества автотранспорта.

Места больших скоплений транспорта в Краснодаре


Проблему озвучил даже губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, который в начале года во время прямой линии признал, что перенаселённость краевой столицы достигла крайней черты. По официальным данным, здесь проживает около 1 600 000 жителей.

- Давайте по честному, улицы мы не расширим. Город не рассчитан на такое количество горожан изначально. Сегодня мы должны развивать микрорайоны вокруг города и создавать там качественную жизнь, чтобы разгрузить исторический центр. Кто бы ни хотел жить в Краснодаре — он себя исчерпал, иначе мы добьемся общей остановки всего, - сказал глава региона. - Город изначально не предусматривает столько жильцов и автотранспорта. И это на сегодняшний день – правда.

Журналисты «Блокнота Краснодара» показывали в своем репортаже наиболее загруженные транспортом дороги города, среди которых, например, Тургеневский мост, улицы Зиповская, Офицерская, Школьная, Ростовское шоссе.

Серьезные заторы, особенно в вечернее время стали постоянными спутниками Краснодара. Пробки к концу рабочего дня достигают 7-9 баллов. А во время приезда высоких гостей город погружается практически в транспортный коллапс.

Скорого решения проблемы, судя по всему, местным жителям ждать не стоит. От них даже поступили предложения, как немного улучшить ситуацию – хотя бы для тех, кто томится в автобусах. Например, можно, по мнению краснодарцев, приравнять общественный транспорт к спецтранспорту, оснастив его спецсигналами, чтобы он был на дорогах в приоритете.


Ремонт дорог

Согласно информации департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара, в 2023 году в перечень объектов в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» вошло 36 участков городских дорог, среди которых такие, например, как: 

- улица Ставропольская - от Трамвайной до Вишняковой (нечетная сторона), улица им. Фадеева - от им. Мачуги до Аэропортовской, улица Кавказская - от Таманской до Линейной, улица Таманская - от Ключевой до дома №180, улица Новороссийская - от Симферопольской до путепровода по улице Северной и от им. Шевченко до им. Вишняковой, улица им. Ленина - от Красной до Мира, улица Пригородная - от Российской до Ростовского шоссе, улица Спортивная - от МОПР до Ипподромной и другие.





скрины с сайта департамента транспорта и городского хозяйства администрации Краснодара



Реконструкция улицы


В рамках реализации мероприятий комплексной схемы организации дорожного движения проводились работы по улучшению дорожной инфраструктуры. Так, на сайте департамента транспорта опубликована информация о 14 мероприятиях по строительству дорог и улиц. Среди них, например, завершение строительства автодороги «Подъезд к поселку Индустриальный» от автомобильной дороги «Восточный подъезд к г. Краснодар», продолжение строительства дороги «По оси ул. им. Лизы Чайкиной» от Уральской до Тихорецкой, начало строительства транспортного коридора «Топольковый пер. – ул. 1-я Ямальская – ул. Милютинская» через поселок Индустриальный с выходом на трассу М-4 «Дон». В планах на будущий год начало строительства транспортного коридора «Топольковый пер. – ул. 1-я Ямальская – ул. Милютинская» через поселок Индустриальный с выходом на а/д М-4 «Дон».

Также на 2023 год были намечены 10 мероприятий по реконструкции улиц и дорог. Например, реконструкция автомобильной дороги по улице Тихорецкая - от Восточно-Кругликовской до улицы 4-й проезд Тихорецкий, реконструкция улицы Домбайской - от 1 Мая до Героев Разведчиков.



скрин с официального сайта администрации Краснодара


Указывается и информация о 3 мероприятиях по реконструкции перекрестков: строительство светофоров на улицах Героя Яцкова, д.9-1, Гидростроителей, 26 и на пересечении улиц 1-го Мая и Тепличной.

6 мероприятий проводилось в рамках реконструкции/строительства транспортных сооружений. Например, продолжение строительства транспортной развязки на отметке «км.1331» а/д М-4 «Дон» на пересечении с а/д «Восточный подъезд к г. Краснодар», завершение строительства путепровода через ж/д «г. Краснодар – г. Тихорецк» по оси а/д «Подъезд к пос. Индустриальный». В 2024 году планируют начать реконструкцию развязки на пересечении Ростовского шоссе и Петра Метальникова.




Количество автотранспорта в Краснодаре и нагрузка на дороги растут


Также на 2023 год были запланированы работы на 4 пешеходных переходах: завершение строительства пешеходного перехода в разных уровнях на пересечении улиц им. Гаврилова, Красной и шоссе Нефтяников, завершение строительства перехода на пересечении Ставропольской и Вишняковой, строительство подземного пешеходного перехода через улицу Дзержинского в районе пересечения с Покрышкина. На будущий год в планах начало строительства пешеходных переходов на пересечении Северной и Красной, а также Красной и Бабушкина.

Велоинфраструктура: велодорожки вдоль автодороги «Подъезд к пос. Индустриальный», вдоль дороги «Подъезд пос. Новознаменский» и вдоль улицы Новороссийской - от Ялтинской до им. Лизы Чайкиной.

Относительно ямочного ремонта на сайте департамента к концу года была указана лишь информация о мероприятиях, проводившихся с 17 января по 3 марта. За это время, согласно отчету, было выполнено 10 работ на различных участках общей площадью 1981 квадратный метр. Например, Тургеневский мост (160 кв м), ж/д переезд на подъездной дороге к поселку Индустриальному (60 кв м), улица Кирилла Россинского (130 кв м), улица Октябрьская (675 кв м) и другие. Также сообщалось о том, что ведутся работы еще на 7 участках улично-дорожной сети.



скрин с официального сайта администрации Краснодара


«Блокнот Краснодара» публиковал список городских улиц, на которых в 2023 году велись ремонтные работы.

 

Ситуация с парковками

Нехватка парковочных мест, особенно в центральной части города, также является наболевшей проблемой Краснодара. В некоторых кварталах водителям приходится потрудиться, сделав несколько кругов, чтобы найти хоть какой-то уголок, где можно оставить свой транспорт.

Отдельной темой являются платные парковки, которых в городе относительно немного, но многие горожане пытаются схитрить, чтобы не платить за место на них. По информации департамента транспорта, в Краснодаре существуют 1632 парковки, лишь 248 из которых – платные. Но именно там можно увидеть уже не удивительную для краевой столицы картину. На номерах машин либо присутствуют посторонние предметы (бумажки, листья деревьев, медицинские маски), либо номеров нет вовсе. Таким нехитрым способом водители пытаются избежать оплаты за место.



Владельцы снимают номера со своих авто, чтобы не платить за парковку


Глава города Евгений Наумов, вроде бы, начал борьбу с недобросовестными автомобилистами, дав распоряжение очищать скрытые номера от посторонних предметов. Соответственно, пошли штрафы, на которых только за февраль 2023 года дорожный фонд получил около 47 млн рублей.

А за полгода эта сумма увеличилась до 147 миллионов. За 11 месяцев 2023 года добросовестные жители и гости краевой столицы заплатили за стоянку на муниципальных парковках 181 млн рублей, а вот сумма  штрафов за неоплату составила 326,3 млн рублей. Данные средства, как отмечают в мэрии, направят на проведение ямочного и гравийного ремонта, а также замену дорожных знаков.

Но как выяснилось, не только обычные жители города пытались хитрить таким образом, но и сами представители администрации, которые снимали номера со своих авто, паркуясь возле здания мэрии.

Немало шумихи наделала и новая парковка в историческом квартале Краснодара. Администрация все никак не могла определиться, что разместить на территории возле дома купца Лихацкого. То там обещали разместить ярмарку выходного дня, то сделать местом для прогулок и притяжения молодежи, но в итоге пространство превратили в обычную парковку. Плату за нее никто не требовал, но горожане опасались, что это ненадолго.



Места для людей с ограниченными возможностями


Но быстро стало понятно, что всем желающим мест не хватит. Очень скоро на местах, предназначенных для инвалидов, можно было заметить такие машины, как Mersedes и даже автомобиль «Почты России».

Но, к сожалению, новое место не избавило центр города от нарушителей парковки.


Новая трамвайная ветка

Для многих краснодарцев трамваи – это настоящее спасение в условиях постоянных пробок. В этом году в Краснодаре занялись масштабным проектом – модернизацией трамвайного узла в районе улицы Московской.

Работы стартовали в конце июня и были поделены на несколько этапов. На протяжении около месяца менялось расписание движения трамваев. Модернизацию проводили на уже существующей развязке на пересечении улиц Московской, Островского, Красных Зорь и Крайней, где замене подлежали 1,2 километра рельсошпальной решётки, а также запланирована укладка ещё 200 метров новых трамвайных путей. Кроме того, горожанам пообещали новые остановочные павильоны и благоустройство прилегающей территории. 

Предполагалось, что новая схема движения позволит систематизировать транспортные потоки и оптимизировать маршруты трамваев в случае сбоев. Однако сказать, что проблемы с трамваями закончились, все же нельзя. Регулярно появляются сообщения об остановке движения этого общественного транспорта. Иногда причиной становится ДТП, а иногда причины и не называются. А совсем недавно в городе вновь меняли маршруты транспорта из-за ремонта путей на улице Садовой.



Трамвай в Краснодаре - наиболее быстрый вид транспорта


В целом же, переделка узла на Московской осуществлялась в рамках концессионного соглашения по комплексной модернизации трамвайной системы города, которая пройдет в несколько этапов. Например, ветку от Западного трамвайного депо до «Немецкой деревни» (14,6 км) планируют завершить до конца 2024 года и продлить ее к «Баскет-Холлу» (11,2 км) до конца 2025 года. А ещё одна ветка свяжет «Баскет-Холл» с линией по улице Московской (9,6 км) к концу 2026 года.

К слову, проект строительства новой трамвайной ветки к «Немецкой деревне» вызвал немало жалоб краснодарцев. Вносились предложения относительно участка будущей трамвайной линии от Западного депо вдоль улицы Круговой и далее по улице Красных Партизан до Западного обхода.

В начале декабря рабочие уже приступили к расчистке территории для строительства новой трамвайной линии, для чего в районе Западного депо стали сносить старые гаражи.

Также во время прямой линии с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым зашла речь и о строительстве новой трамвайной ветки на Гидрострое. Мэр города Евгений Наумов заявил, что работы обойдутся примерно в 2,5 миллиарда рублей.

- Ориентировочно проектно-изыскательные работы будут в районе 200-250 млн рублей. Там длина трамвайной линии у нас получается чуть более 5 километров. Это очень улучшит обстановку именно с вывозом людей к местам учебы, работы, досуга, - рассказал Евгений Михайлович. - По сегодняшним оценкам стоимость строительно-монтажных работ будет в районе 2,5 миллиардов. Но это уже на этапе проектирования будем четко понимать стоимость.

Проект прорабатывался в рамках концессионного соглашения «Восток», утверждение которого, по словам Евгения Наумова, ожидается в середине следующего года.

 

Реконструкция улицы Чапаева

Улицу Чапаева, или, как ее называют, «Арбат Краснодара» в 2023 году ждали большие преобразования. В первом полугодии там начались работы по реконструкции. Там убрали велодорожку, дорожное покрытие и демонтировали плитку. Власти приняли решение расширить существующий тротуар, а также по нечётной стороне обустроить заездные парковочные карманы.



Реконструкция улицы Чапаева


Работы длились до начала лета. Увы, велосипедисты окончательно лишились велодорожки, за счет которой расширили пространство. Да и прежде она нередко была заставлена автотранспортом, что мешало использовать ее по прямому назначению.

Летом, после завершения реконструкции, власти города приняли решение, что 2 участка улицы Чапаева - от Рашпилевской до Красной и от Красной до Красноармейской с пятницы до воскресенья станут пешеходными. И в выходные там будут проводиться различные мероприятия для горожан. Все бы неплохо, но вот некоторые краснодарцы не поняли логики происходящего. Уже долгое время все ждут, когда улицу Красную в выходные дни вновь сделают пешеходной. Однако городские власти не идут на это, объясняя всё мерами безопасности на фоне сложной политической обстановки. Однако для улицы Чапаева, которая непосредственно пересекает Красную в самом центре города, этот запрет почему-то не действует.

Ближе к концу года стало известно, что в будние дни местный Арбат превратили в парковку. Нерадивые водители оставляют машины на местах для инвалидов и даже на тротуаре, закрывая номера.

 

ДВОРОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Проблема ливневок, или кубанская «Венеция»

Проблема отсутствия или нехватки ливневок в Краснодаре стоит довольно остро на протяжении многих лет. После сильного дождя городские улицы и дворы некоторых домов превращаются в настоящие реки и моря, из-за чего кубанскую столицу все чаще стали называть местной «Венецией».

Горожане массово выкладывают фото и видео потопов в соцсети – злятся, возмущаются, иронизируют и даже предложили уже запустить в эти дорожные «реки» карпов и гондольеров.

Проблеме подтоплений уже не один десяток лет, и решить ее не в состоянии ни один состав местной администрации. Меняются мэры, их замы, директоры департаментов, но ничего не меняется. «Блокнот Краснодара» публиковал список лиц, в разные годы ответственных за вопросы строительства и архитектуры в Краснодаре. Ведь именно стихийная застройка без создания соответствующей инфраструктуры во многом стала причиной залитых водой улиц после каждого дождя.

Депутат городской думы Александр Сафронов ранее заявил, что ситуация останется прежней, пока не изменится градостроительная политика.

- Краснодар будет тонуть, особенно в новых районах, где ливневой вообще толком нет. Нужны масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру города, - отметил депутат.

Затопленный двор жилого комплекса на улице Аксайской


Некоторые горожане пытаются найти хоть какие-то плюсы в такой ситуации, поэтому в кубанской столице после сильного дождя можно увидеть настоящий заплыв на лодках и подручных плавсредствах по лужам.

Ярким примером существующей проблемы является двор милого комплекса по улице Аксайской, где после ливней люди не всегда могут спокойно выйти из подъездов, так как вода затапливает почти всю территорию двора.

Без помощи спасателей, которые откачивают воду, людям в таких случаях просто не обойтись.

 

Нехватка парковок

Краснодар активно застраивается, огромных жилых комплексов становится все больше. Но покупка квартиры в красивом новом доме вовсе не означает наличие парковочного места во дворе. Этим страдают многие городские ЖК, где внутридомовая и придомовая территории далеко не всегда могут вместить в машины всех жильцов.

В рамках постоянной рубрики «Кому в Краснодаре жить хорошо» журналисты побывали в жилых комплексах в районах города и убедились, что нехватка парковочного места – является их схожей чертой.

Взять, например, район улицы Кирилла Россинского, который многие агенты недвижимости называют перспективным и советуют своим покупателям. Из-за активной застройки высотками парковочных мест здесь крайне не хватает. Осложняют ситуацию и постоянные пробки на въезде и выезде.

- С парковкой проблема, да. Мы место под стилобатом не покупали, поэтому, если приезжаешь вечером, проблема машину поставить, - поделилась местная жительница.



Парковка во дворе жилого комплекса


Аналогичная проблема и у жителей микрорайона Панорама. Но здесь масла в огонь подливают еще и многочисленные болельщики и туристы, которые съезжаются сюда, чтобы погулять в парке Галицкого или посетить матч на стадионе «Краснодар». Свои машины они оставляют во дворах жилых домов, где и так места не хватает - отсюда и проблемы с парковкой. Подземные парковки, существующие в этом районе, далеко не всем по карману.

То же самое и в в ЖК «Гарантия» на улице Карякина. Даже в будний день свободных парковочных мест во дворе очень мало, не говоря уже о вечернем, когда жильцы возвращаются домой после работы. Автовладельцам приходится оставлять свои машины по периметру всего дома, при этом, занимая одну из полос узкой дороги.

То же самое и возле многоквартирного дома на улице Рашпилевской, и в микрорайоне 9-й километр – по всему городу ситуации схожие.

 

Плохие дороги

Несмотря на многочисленные отчеты мэрии о ремонте и строительстве дорог в Краснодаре, многие их участки создают серьезные проблемы местным жителям – как пешеходам, так и водителям.

Разбитый асфальт или его отсутствие, ямы, которые заливает дождем, превращая их в препятствие для автомобилистов, грязь – все это, увы, до сих пор можно увидеть на многих улицах города.

Краснодарский блогер и журналист Игорь Щербацкий в начале года даже предложил превратить Краснодар из мегаполиса со станичным обликом в международную грязевую здравницу, учитывая количество всевозможных канав и ухабов.

С ним, вполне вероятно, согласились бы жители многоквартирного дома № 102 по улице Селезнёва, которым приходится делить свой двор с постоянным потоком машин, которые объезжают заторы на дороге через сквозной проезд. Из-за этого в дорожном покрытии появились многочисленные дыры. И это не считая того, что жильцы из-за этого вынуждены ходить вдоль стены дома.

От проблемы большого количество дорожных ям устали и жители улицы Кореновской, а также района Восточного рынка. Обход тих препятствий напоминает настоящий квест.



Грязь и ямы на дорогах Краснодара


Ямы на некоторых дорогах порой таких размеров, что туда вполне помещается автомобиль. В этом убедился и водитель такси, который, объезжая пробку возле Западного обхода на кольце у «Немецкой деревни», провалился в огромную яму вместе с машиной. ЧП произошло на углу улиц Березовой и Снежной. К счастью, мужчина не пострадал.

Кстати, на улице Лесопосадочной того же Западного обхода ситуация не лучше. После дождя дорога превращается в болото, которое не просыхает, по словам местных жителей, неделями.

А многие другие водители вынуждены были распрощаться с целыми покрышками из-за ямы на Зиповской и Российской.

Настоящее болото раскинулось на одной из улиц поселка Знаменского, где после установки газовой трубы просел грунт на дороге, а образовавшиеся ямы заполнились водой, не давая проехать даже грузовикам.

Рассуждая на тему дорог в Краснодаре, нельзя не упомянуть знаменитое местное «гетто» - поселок Российский. Новости о проблемах на его улицах появляются в соцсетях с завидным постоянством, особенно во время дождей. Трещины, ямы, непролазная грязь, затопления – всего этого здесь в избытке. Даже водооткачивающая техника в поселке работает как-то своеобразно. Набранную в одном месте воду она сливает в другом – прямо на улицу.

Проблемы испытывают и пешеходы, и водители. Так, одна из местных жительниц пожаловалась, что ее машина проваливается в лужах на углу Академика Королева и Куликова Поля по самый бампер.

Добавляют проблем краснодарцам и некоторые коммунальщики, которые после проведения ремонтных работ, включающих разрытие дороги, не спешат устранить его.

Один из жителей города поделился своим мнением о том, почему в Краснодаре сложилась подобная ситуация с дорогами.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Нехватка автобусов и постоянные давки

Тема общественного транспорта в Краснодаре всегда вызывает активное обсуждение в соцсетях, где местные жители с негодованием рассказывают о проблемах с тем или иным маршрутом. Больше всего нареканий вызывает работа автобусов, которых, судя по отзывам людей, не хватает в некоторых районах города.



Общественный транспорт в Краснодаре


Краснодарцы жалуются на долгое ожидание, переполненность транспорта, нарушение графика, а нередко и на хамское отношение водителей. Сотрудники муниципального центра управления, мониторящие комментарии в интернете по тем или иным проблемам, периодически отвечают на жалобы людей. Правда, все сводится лишь к тому, что недовольным пассажирам рекомендуют обратиться на предприятие-перевозчика или сообщить о нарушении в Союз транспортников Кубани. Но, по словам местных жителей, дозвониться на транспортную горячую линию удается не всегда.

Ситуация еще больше обострилась после отмены школьных автобусов, когда тысячи детей вместе с большими рюкзаками начали ездить обычным общественным транспортом. В итоге теперь и самим учащимся, и всем остальным пассажирам еще больше стало не хватать места в автобусах.

 

Повышение стоимости проезда

В 2023 году цены на проезд в общественном транспорте Краснодара повысили дважды. Сначала это произошло на ряде маршрутов уже в конце января. Стоимость повысилась сразу на 5 рублей – с 35 до 40.

А с 1 марта это же произошло с автобусами, курсирующими между Краснодаром и Адыгеей.

Краснодарцы тогда неоднозначно отнеслись к этому.

- Работаем, работаем… Зарплаты на одном уровне, а цены подскакивают. Даже на 5 рублей чувствуется, - возмущался местный житель.

Краснодарцы о повышении стоимости проезда


До лета прежние цены на проезд держались в троллейбусах, трамваях и автобусах МУП «КТТУ», но с августа поднялись и там.

Городские чиновники ожидаемо оправдывали такие меры подорожанием горюче-смазочных материалов, электроэнергии, запчастей, а также необходимостью компенсации затрат транспортным предприятием, улучшением качества перевозок через закупку нового подвижного состава, повышением зарплат кондукторам и водителям.

Однако многочисленные жалобы пассажиров на работу общественного транспорта говорят о том, что качество обслуживания на гортранспорте их по-прежнему не удовлетворяет.

А ближе к концу года стало известно, что стоимость проезда вновь повышают, и снова сразу на 5 рублей. С начала декабря до 45 рублей выросла цена билета в автобусах, перевозящих пассажиров между Краснодаром и Адыгеей.

На городских маршрутах будет все то же самое, но с 16 декабря. Соответствующие объявления уже появились в автобусах.

Про транспорт МУП «КТТУ» пока ничего не слышно, но, с учетом тенденции, увеличение стоимости проезда и в нем – это лишь вопрос времени.

Итого, за год поездки на общественном транспорте для краснодарцев подорожали почти на 30%.


Отмена школьных автобусов

С 1 сентября 2023 года в Краснодаре отменили школьные автобусы для учеников, проживающих в городской черте. На специальном брифинге для СМИ, организованном в июле городской администрацией, все это звучало довольно красиво и убедительно.

Отмену школьного подвоза назвали модным словом «оптимизация», рассказали о том, что каждому ученику будет выдаваться специальная карта на 50 бесплатных поездок в месяц, а возить их будут с интервалом в 10 минут автобусы среднего класса с кондиционерами и всем необходимым, чтобы полностью отвечать требованиям действующего законодательства.

Вот только данные автобусы, по сути, являются обычным общественным транспортом, работающий по брутто-контрактам.

Но красивая картинка разбилась о реальность. Волну возмущения подняли родители школьников, живущих в районе Садов Калинина на Западном обходе. Школ в пешей доступности там нет, поэтому школьные автобусы были спасением.

Краснодарцы возмущены отменой школьного подвоза


Люди сразу были уверены, что количества выделенного общественного транспорта не хватит, чтобы вместить всех пассажиров, включая детей с их неподъемными рюкзаками. Кроме того, родители переживали за их безопасность. Ведь школьный автобус довезет всех строго до учебного заведения, за детей несут ответственность. А в общественном транспорте, по мнению родителей, ее никто не несет. Ходить же пешком на учебу дети из этого района не могут – это слишком далеко, да и окружающая территория в этой части Прикубанского округа довольно своеобразна – это грязные дороги, темные улицы и собаки. Естественно, люди опасались за безопасность своих детей. Поэтому они потребовали у властей вернуть школьный подвоз.

Но местные чиновники остались непоколебимы, продолжая ссылаться на нормы федерального закона, согласно которым подвоз учеников осуществляется только из пригородных поселков, а в городской черте – нет. При этом все доводы обеспокоенных людей и далекая от совершенства инфраструктура некоторых районов города, видимо, не учитывались.

Практика показала, что беспокойство людей было не напрасным. С началом осени стало понятно, что общественный транспорт не справляется с нагрузкой, остановки заполонили толпы школьников, ожидающих автобус.

- Промучились 3 первых месяца учебного года с общественным транспортом. С опозданием детей в школы, пропусками по пол-урока и возвратом глубокой ночью домой после 2-ой смены из-за ожидания общественного транспорта, который ходит, как ни стараются в департаменте транспорта, с перебоями, так как улично-дорожная обстановка в этой части города очень не простая. И исправить ее на данный момент не представляется возможным, поэтому снова поднимаем вопрос школьного подвоза, - написали жители краевой столицы.

Местные жители создали петицию за возвращение школьного подвоза, которую на сегодняшний день подписали почти 27 тысяч человек.

 

Обновление транспорта

В начале ноября мэр города Евгений Наумов пообещал, что в Краснодар до конца года поставят 16 новых электробусов, которые планируется запустить на центральный маршрут города — 2Е «Железнодорожный вокзал Краснодар-1 — Троллейбусное депо №1». Такой вид транспорта считается более экологичным в сравнении с теми же автобусами и троллейбусами.  Также стало известно, что ещё 7 единиц поставят из Беларуси в первом квартале 2024 года. 

А заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Алексей Смаглюк также отметил, что в 2023 году для краевой столицы закупили 60 троллейбусов для обновления подвижного состава.

 

В Краснодаре планируется обновление единиц общественного транспорта


Строительство метро

В 2023 году в Краснодаре, на фоне проблем с пробками, вновь заговорили о строительстве метро. И даже показали очередной его проект за 95 млрд рублей. Подобные разговоры возникали при каждом новом мэре, начиная с Владимира Евланова.

В начале 2017 года в городе стали ходить слухи о наземном метро. Тогда полагали, что создать подземку в Краснодаре нельзя из-за большого количества грунтовых вод. Проект так и не нашел своей реализации. Вместо этого мэр (на тот момент) Евгений Первышов загорелся идеей канатного метро длиной 36 километров. Основные остановки собирались сделать в самых оживлённых местах. Но эта идея получила много критики от экспертов и общественников. И в этом случае всё постепенно заглохло.


Так выглядела схема наземного метро. Фото: krd.ru



Когда мэром стал Андрей Алексеенко, краснодарцам пообещали построить 50 станций для наземного метро к 2040 году. И вот при Евгении Наумове снова разговоры о метро – теперь уже подземном. Согласно представленному проекту, оно соединит центр краевой столицы с проектируемым «Новым Краснодаром». Как долго можно ждать его строительства, неизвестно.

Урбанист Мирослав Валькович отметил, что не всегда появление метро в мегаполисах решает существующие проблемы транспорта и назвал 2 выхода из ситуации:  строительство метротрама -  подземных участков с интегрированием в существующую сеть трамваев, а также развитие наземки. 


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Журналист «Блокнота Краснодара» пообщался на тему дорог и общественного транспорта с президентом Союза транспортников Кубани Иваном Петровым.



Какие позитивные изменения произошли в 2023 году?

- Если говорить не только о последнем годе, но и про предпоследние несколько лет, органы власти выделяют достаточно много средств на обновление подвижного состава. За последние годы 103 трамвая было приобретено для Краснодара. Помимо трамваев, за этот год было куплено 60 троллейбусов. Но коммерческие перевозчики обновляют свой состав за собственные средства, им, к сожалению, такой поддержки нет, как муниципальному предприятию. Но даже при всех этих условиях за год было приобретено в Краснодаре коммерческими перевозчиками 57 автобусов. Хотелось бы больше, но все упирается в финансы. И это первый фактор, который ограничивает коммерческих перевозчиков обновляться.

 В Краснодаре у нас в среднем в день выходит около 1000 автобусов. И, конечно, в данном случае 50 автобусов – это не так много. Жизненный цикл автобуса – это 10 лет. По логике вещей, если правильно строить бизнес, то в год должно меняться порядка 100 автобусов.

Какие трудности есть на сегодняшний день?

- Сейчас основная проблема для пассажирских перевозок Краснодара – это недостаток кадров, то есть водителей. Но это проблема не только нашего города, но и, к сожалению, всей отрасли. Разные регионы пытаются по-разному ее решить. Но это касается не только пассажирских перевозок. Это проблема и такси. Не хватает водителей дальнобойных машин. Пытаются решить ситуацию повышением зарплаты. Но она не решается. Сейчас мы видим новые технологии, которые пытаются тестировать. Это беспилотный транспорт. В ближайшие десятилетия это будет развитием данной отрасли.

Причины дефицита кадров

- Наверное, все-таки есть глобальные изменения общества. Если мы посмотрим в далекое прошлое, то лет 100 назад, чтобы управлять автомобилем, нужно было чуть ли не высшее образование. Это было дико престижно. Это был человек с наивысшим уровнем компетенции и дохода. Сейчас нужно просто пойти в автошколу, выучиться, и через месяц вы получаете права и можете управлять своим личным автомобилем. Через какое-то время вы можете переучиться и управлять уже такси или автобусом. Но молодежь сегодня желает, мечтает и учится на более престижные профессии.

Проблемы с общественным транспортом

- Почему не весь транспорт оснащен кондиционерами… Автобусы и трамваи, которые выпускались 10-15 лет назад, они не имеют разрешения на установку. Когда их производили, никто не закладывал туда никакие технические решения для установки кондиционеров. И сейчас, чтобы установить их в общественный транспорт, вам нужно многое поменять – сделать крепления дополнительные, которые конструкцией не предусмотрены, потом все это согласовать в ГИБДД. То есть это целая история - длинная и сложная. Все автобусы, трамваи и троллейбусы, которые сейчас выпускаются, имеют в сертификате уже заложенные эти возможности, их нужно будет только дооснастить. А раньше такой возможности не было. Сегодня многие перевозчики и хотели бы дооснастить, но это технически сложно. Самый дешевый кондиционер на автобус стоит 150 тысяч, но он будет слабый, вы его даже не почувствуете. Чтобы это был приемлемый рабочий кондиционер – это порядка 280 тысяч рублей на один автобус. И за это кто-то должен заплатить – либо муниципалитет по какой-то программе, либо сам перевозчик. А он где берет деньги? У пассажиров.

Касаемо жалоб на работу общественного транспорта и куда можно обратиться… Можно обратиться в департамент транспорта на горячую линию. Есть так называемый транспортно-информационный центр, который отслеживает работу общественного транспорта. Им можно позвонить и оставить заявку, жалобу, которую обязательно рассмотрят, проведут проверку и дадут какую-то реакцию. Если перевозчик виноват, его действительно накажут.

На что больше всего жалуются краснодарцы?

- Регулярность движения. Это связано с тем, что Краснодар, как и многие города-миллионники, имеет маятниковую схему движения. То есть утром у нас все едут с окраин в центр – и город стоит на въезд. А вечером он стоит в пробке на выезд. Получается, что вы вышли с работы, ждете свой автобус, а он к вам не может приехать. Он хочет, он готов, он на линии, но он стоит в пробках. В другую же сторону нет никого. Автобусы ушли на конечную остановку, встали в обратную сторону и стоят в заторе, не работают. И вот это самая большая проблема. Этим же количеством транспортных средств, которые у нас сейчас работают, можно было бы совершить от 20 до 30 дополнительных рейсов, если бы у нас в городе были выделенные полосы, и общественный транспорт шел бы обособленно от личного. В этом случае скорость и регулярность движения была бы другой – более комфортной. Как, например, у трамваев. Вы сели в него и не важно – час пик или нет, вы понимаете, за сколько времени доберетесь. А на автобусе нет.

В Краснодаре в текущий момент есть 23 километра выделенных полос. Большая их часть, к сожалению, плохо работают, потому что водители легковых автомобилей не смотрят на разметку, нарушают правила движения и едут по этой полосе.

Есть документ планирования, который разработан администрацией города с привлечением Высшей школы экономики. И один из разделов касается выделенных полос. Есть план на 2023-2024 годы. В этом году был реализован большой участок дороги по улице Северной от Коммунаров до Леваневского. Там продлили выделенную полосу. Если говорить о планах на неких магистральных улицах, когда вы, например, сели на Западном обходе и уехали на Гидрострой, или с вокзала «Южный» поехали в Комсомольский микрорайон через весь город и по выделенной полосе комфортно без пробок доехали, то пока такой программы, к сожалению, нет. И, я боюсь, что ее реализовать будет достаточно сложно, потому что лобби автомобилистов – оно есть.

Повышение стоимости проезда

- По законодательству перевозчик обязан проинформировать пассажиров минимум за 10 дней. Но Краснодар убедительно просит, чтобы это было хотя бы за 15 дней. Это требование перевозчики соблюли, когда разместили объявления в салонах транспортных средств. Плюс мэрия на своем ресурсе разместила эту информацию, и потом ее уже перепечатали все остальные паблики и СМИ. Причина банальна – это повышение стоимости топлива. Но увеличение стоимости проезда в процентном соотношении меньше, чем повышение топлива. Второй фактор – подорожание запчастей. Если мы говорим об отечественных – это от 10 до 15%, а если о зарубежных – от 20 до 50%. Автобусов, которые произведены за рубежом и эксплуатируются на территории города – их практически нет. Но в большей части двигателей, коробок наших автобусов – детали не российского производства. Импортозамещение идет, но это же не так быстро.

Увеличение пассажиропотока

- За последнее 10-летие у нас удвоилось, как минимум, в 2 раза население города. Вроде как, должен увеличиться пассажиропоток, доходность, рентабельность. И должна появляться новая техника. Но, к сожалению, это не совсем так. Пробки выросли. И с каждым днем они все больше и больше. Но пассажиропоток – нет, не вырос. По данным ГИБДД, количество транспортных средств легковых, которые ставятся на учет, растет быстрее, чем растет население. И получается, что пробки растут, скорость машин сокращается, комфортность движения пассажиров из-за этого снижается. И люди делают выбор в пользу личного авто. Потому что, что автобус, что легковой автомобиль имеют один и тот же приоритет. А мы должны определить, что транспортное средство, в котором больше людей, имеет первоочередной приоритет. Оно должно двигаться. Не так давно смотрел сайт Росстата, и там были опубликованы данные по краю. С 2010 по 2021 год пассажиропоток снизился на 26%. Это львиная доля доходов, которая просто исчезла у перевозчиков. Наверное, эти люди пересели на свои легковые автомобили.

Отмена школьных автобусов

- Есть законы, в рамках которых действуют власти. Опять же, почему на Западном обходе дети накапливаются на остановке в ожидании автобуса? А потому что у нас на Красных Партизан идет ремонт дороги, там автобусы в пробке стоят друг за другом. Они, опять же, не работают, они стоят и ждут, когда смогут проехать этот участок дороги. А если б там была выделенная полоса, скорость движения, количество выполненных рейсов поменялось бы в лучшую сторону. Даже тем же количеством транспортных средств. Проблема не в том, что автобусов нет, а в том, что они не могут вовремя подъехать к остановке. Будет ли это брутто-контракт или нет – это неважно. Он будет также стоять. Просто школьный имел немного другой комфорт – он подъехал пустой, забрал детей, встал в пробку, потом довез их до школы. Если говорить объективно, то что у нас произошло? Школьный автобус приезжал в Спортивную деревню, чтобы отвезти детей в школу в 7:00-7:05, и дети к этому времени уже должны были быть на остановке. Сейчас же они выходят в 7:15-7:25 и успевают доехать до школы. То есть дети стали, по факту, чуть позже выходить на остановку.

Реально ли избавить Краснодар от пробок?

- Повторюсь, есть документ планирования, и Союз транспортников Кубани свое мнение высказывал, которое совпадает с Высшей школой экономики. У нас единый взгляд по выделенным полосам – где их надо делать, сколько. Посмотрите на Москву – там ни 1, ни 2 миллиона населения, и благосостояние повыше, чем в Краснодаре, и при этом транспортная сеть Москвы в процентном соотношении к выделенным полосам – это 10% дорог, которые имею выделенные полосы. В Краснодаре – это 1,3%. Вот вам и ответ. Нравится жителям Москвы, что у них забрали 1 полосу для общественного транспорта? Ну, конечно, не нравится. Но это нужно принять решение – для кого мы это делаем? Для того, кто ездит на автобусах, или для того, кто может купить автомобиль? Давайте определимся, кто главнее – 100 человек в автобусе или тот, кто один едет?


Мнение краснодарцев о развитии дорожно-транспортной сферы в 2023 году




«Очень загруженные дороги. Очень мало продуманных развязок дорожных. У нас много пробок, много машин. Поэтому в этом плане у нас трудности. За год ничего не произошло. Всё как было, так и осталось. Северный мост у нас постоянно стоит. Аварии. Мне трудно сказать, будет ли в следующем году скачок в лучшую сторону, потому что сколько лет никаких скачков не было. Такая тенденция не намечается, к сожалению. По пятибалльной шкале оценю в 2 балла».

«Очень много пробок. Мы приехали из Самары, у нас таких нет. У меня, по ощущениям, что дороги хорошие, целые, но, что касается пробок – их очень много. Поставлю 4 балла».

«Ремонт ведется, динамика хорошая. Молодцы, стабильно развивают направления, объездные дороги строятся. Удобно. Развязки хорошие. Мне нравится здесь. Поставлю 5 баллов. Но, если в перспективе, лет через 5 здесь все 8 будет. Бывает и хуже. Оцениваю по Крыму, по Самаре, мы много, где катаемся. Есть с чем сравнить. И власти молодцы – вкладывают, не стесняются. Зря местное население недооценивает».

«Я бы поставил пятерочку. Развязки появились новые за городом – и в сторону Темрюка, и в сторону гор. Асфальт хороший, дорожные работы проводятся – всё, как положено. Общественный транспорт не очень».

«Оценю на твердую четверку. Слишком много ремонтов из-за того, что дорога ломается».

«Прекрасные дороги. За год очень много изменений. Много дорог достроено. Оценю на 4 с плюсом».


Статистика за последние 3 года

 

Ежегодно издание "Блокнот Краснодара" проводит на своем сайте опрос среди жителей города, спрашивая их мнение относительно итогов важных сфер жизни кубанской столицы. 

В 2020 году краснодарцы оценили дороги и транспорт в 2,59 балла из 5. 75% проголосовавших считают, что ситуация ухудшилась.

В 2021 году недовольство горожан, видимо, возросло, потому что оценка за тот год была всего 1,78 балла.

В 2022 году обновил исторический минимум. Горожане поставили дорожной сфере 1,53 балла. То, что ситуация стала хуже, считают подавляющее большинство – 89,66%.



Итоги опроса на сайте в конце 2022 года





А вот, что говорили краснодарцы о сфере дорог и транспорта в городе в 2022 году.

Подписывайтесь на нас в Telegram



Елена Бутова

Фото: "Блокнот Краснодара"

Видео: Сергей Трубин


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Итоги 2023 года в Краснодаре  Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
новости краснодаритоги года2023дорогиавтообщественный транспортяблоновский мосттургеневский мосттрамваипробки
0
0